Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

устройство в одной из них дока и мастерских для ремонта судов в проч. Далее С. Ю. Витте пишет: „Хотя самым сильным средством для под'ема хозяйственной жични этой окраины, конечно, послужило бы соединение ея с остальными частями империи рельсовым путем, однако осуществление сего теперь же не вьпываетея насущными экономиче­ скими потребностями края, а потому, взлду значительных затрат, пот­ ребных ва сооружение Мурманской железной дороги, от проведения 9гого пути с целями только экономическими можно бы ныне и в бли­ жайшем будущем, без существенного ущерба для дела, воздержаться''. „Но действительно лая. спрашивает CLIO. Внттс. -можно руководиться в сем деле одними экономическими потребностями края, или же могут в недалеком будущем возникнуть здесь общегосударственные и стратеги­ ческие интересы, ,с которыми мероприятия экономические должны быть обязательно согласованы, во избежание могущих в противном случае возникнуть непроизводительных расходов по экономическому воспособ- лению_М^хшана?„ Далее, основываясь на мнении некоторых военно мор­ ских кругов, Витте доказывает неосновательность стратегических на­ дежд, связанных с устройством главного военного порта в Лабаве, и подчеркивает крайне важные преимущества устройства военного порта в одной из незамерзающих гаваней Мурманского берега. При этом С. Ю Витте вновь возвращается к вопросу о сооружении железной дорога и пишет: „Сооружение военного порта на Мурмане, конечно- связано с значит* •'ьным расходом на проведение туда рельеового пути, но эта затрата не может быть рассматрш аема в качестве исключи­ тельного военного расхода, а несомненно будет иметь со временем и экономическое значение". В заключение С. Ю. Витте испрашивает сог­ ласие царя на рассмотрение затронутых в докладе вопросов в особом междуведомственном совещании, причем наиболее подходящим для сего он считает Комитет Сибирской жел. дороги. Настоящий док чад был представлен в августе 1894 года, как раз перед выездом Александра III в Беловеж и затем в Ялту, где он 20 октября 1894 г. скончался. До своей смерти Александр III, по поводу приведенного доклада, высказался за необходимость устройства военно­ го порта на Мурмапе (в Екатерининской гавани) и соединения его железною дорогою с Петроградом и за ограничение начатых работ в Либаве. После кончины Александра III, вел. кн. Алексей Александро­ вич настоял перед Николаем II па том, чтобы докладу Министра Финан­ сов не было дано хода, и в результате, в „Правительственном Вестни* ке“ от 6 декабря 1891: г. появилось оффицнальное сообщение о том, что Государь Импе!атор по докладу великого князя генерал—адмирала, иовелеть соизволил: вновь созидаемый близ Либавы военный порт име­ новать „портом Императора Александра IIIй. Из предложенных в докладе С. Ю. Витте мер, осуществлена была впоследствии дсшь одва, я именно: 24 июля 1899 г. состоялось откры-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz