Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
— 234 — от Петрозаводска до Мурмана с тремя дачами Паданской, Бабинской и Экостровской, приблизительно в 3 миллиона десятин, то на основании опытных данных, взятых из практики Сибири, можно достигнуть сле дующих колонизационных результатов за счет предоставления дороге только попенной платы за эксплоатацию леса по плану лесного хозяй ства в размере довоенной цены. Попенная плата, предоставленная дороге за отпускаемую древе сину в пределах двадцативерстной полосы в течение ближайшего пя тилетия даст возможность Мурманской железной дороге при примене нии мотода планомериой колонизации: 1 ) отмежевать, выделить и от вести до 4.ООО переселенческих участков для поселения 15.000 челов. 2) провести до 350 верст грунтовых дорог, 3) осушить до 15.000 дес болот под луга, 4) построить до 1 500 ьв. сажен бараков, школ, сани тарных пунктов, домов для администрации и пр и 5) укрепить севзр- ные участки Мурманской железной дороги, страдающие от безлюдья, поселением 3.000 взрослых человек мужского населения. Это конечно только начало колонизационного дела для укрепления экономической оси края - Мурманской дороги. Если же Мурмаяской железной дороге путем получения оборот ного капитала от государства или путем привлечения капитала нз-за границы, удается развить операции по рыбному и горному делу и древообделывающий предприятиям, для iero имеются достаточные ос новные элементы, то колонизационные мероприятия за счет доходов от этих операций будут углублены и расширены в соответствии с запро сами края и страны. Все это, в конечиом итоге, будет способствовать развитию грузооборота и доходности дороги и экономическому разви тию края. Поэтому отвод Мурманской железной дороге достаточной земель ной полосы для ее колонизационных мероприятий необходим как фундамент большого и сложного траиспортно промышленного предприя тия, призываемого силою исторических событий пробудить спящие природные силы мирового значения. В виду важности народно- хозяйственных задач, связанных с „канализацией" Мурманской железной дороги, новизны ее в русских условиях и экономической ее целесообразш сти для других пионер пых дорог нашей страны, во всей широте, „канадизация" Мурманской дороги подвергалось обсуждению в Государственном Колонизационном Институте в Москве и в его отделении в Петрограде. Эта тема была разработана в четырех докладах: 10. И. Иордан ского, инженера И. М. Гаевского, Г. Ф. Чирюша и профессора П. И.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz