Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

— 234 — от Петрозаводска до Мурмана с тремя дачами Паданской, Бабинской и Экостровской, приблизительно в 3 миллиона десятин, то на основании опытных данных, взятых из практики Сибири, можно достигнуть сле­ дующих колонизационных результатов за счет предоставления дороге только попенной платы за эксплоатацию леса по плану лесного хозяй­ ства в размере довоенной цены. Попенная плата, предоставленная дороге за отпускаемую древе­ сину в пределах двадцативерстной полосы в течение ближайшего пя­ тилетия даст возможность Мурманской железной дороге при примене­ нии мотода планомериой колонизации: 1 ) отмежевать, выделить и от­ вести до 4.ООО переселенческих участков для поселения 15.000 челов. 2) провести до 350 верст грунтовых дорог, 3) осушить до 15.000 дес болот под луга, 4) построить до 1 500 ьв. сажен бараков, школ, сани­ тарных пунктов, домов для администрации и пр и 5) укрепить севзр- ные участки Мурманской железной дороги, страдающие от безлюдья, поселением 3.000 взрослых человек мужского населения. Это конечно только начало колонизационного дела для укрепления экономической оси края - Мурманской дороги. Если же Мурмаяской железной дороге путем получения оборот­ ного капитала от государства или путем привлечения капитала нз-за границы, удается развить операции по рыбному и горному делу и древообделывающий предприятиям, для iero имеются достаточные ос ­ новные элементы, то колонизационные мероприятия за счет доходов от этих операций будут углублены и расширены в соответствии с запро­ сами края и страны. Все это, в конечиом итоге, будет способствовать развитию грузооборота и доходности дороги и экономическому разви­ тию края. Поэтому отвод Мурманской железной дороге достаточной земель­ ной полосы для ее колонизационных мероприятий необходим как фундамент большого и сложного траиспортно промышленного предприя­ тия, призываемого силою исторических событий пробудить спящие природные силы мирового значения. В виду важности народно- хозяйственных задач, связанных с „канализацией" Мурманской железной дороги, новизны ее в русских условиях и экономической ее целесообразш сти для других пионер пых дорог нашей страны, во всей широте, „канадизация" Мурманской дороги подвергалось обсуждению в Государственном Колонизационном Институте в Москве и в его отделении в Петрограде. Эта тема была разработана в четырех докладах: 10. И. Иордан ского, инженера И. М. Гаевского, Г. Ф. Чирюша и профессора П. И.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz