Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

После долгого перерыва вопрос о проведении железной дороги на Мурман вновь возник лишь в конце 80-ых годов прошлого столетий' когда в пысших сферах оживленно осуждался вопрос о Тим, где быть главному военному порту: в Либаве или на Мурмане. Для изследовання пригодности в этом отношении имеющихся на Мур чане бухт и, в част­ ности, главным образом бухт Рыбачьего полуострова, был командирован Туда в 1890 году директор Беломорских маяков, капитан 2-го ранга Иванов, представивший о своей uoow<e обстоятельный отчет, в кото­ ром он указывает как на удобные места под устройство порта на гавани Озерко, Печенгу и Екатерининскую. Отчет этот поступил в Морское Министерство ко времени назначения министром ген. ад. Чихачева. противника Мурманского проекта. На отчете кап. Иванова он наложил решительную резолюцию о полной непригодности бухт Рыбачья го полуострова для устройства военного порта; я этом смысле был составлен всьподданнейпый доклад, и вопрос об устройстве порта на Мурмане был отодвинут. ( Вследствие настояния тогдашнего гейерала-адмирала, вол, кв Алексея Александровича, энергично поддержанного морским министром Лихачевым и военным—Ванновеким, порт начали строить в Либаве. Б 189^ г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте, который вы­ сказался против устройства военного порта в Либаве и па устройство такового на Мурмане и успел склонить к этой мысли и Александра III, который поручил ему, для исследования дела, лично отправиться на Мурман. С. 10. Витте, в сопровождении чинов министерства и приглашенных им лиц, выехал из Петрограда в июне 1894 года, поднялся к Архангельску по Сев. Двине, проехал весь Мурманский берег и через Норвегию и Швецию вернулся в Петроград. По вопросу об устройстве норта на Мурмане, вместо Лйбачы, С. Ю. Витте, представил царю доклад, который вызвал в свое время много толков в высших сферах. Доклад этот нигде до сих пор не был опубликован и сохранился лишь в архиве самого гр. Ватте. В этом докладе С. Ю. Витте указывает на крайне благоприятные природные условия плавания у берегов Мурмана, на обилие незамерзающих бухт, даже без всяких искусственных сооружений представляющих собой отличные природные порты; на удобства западного Мурмана для жизни человека и на стой­ кость и энергию местного русского населения—поморов. Далее С. Ю. Витте указывает, чго Мурман в экономическом отношении значи­ тельно отстал от соседнего Норвежского Финмаркета, и об'ясняет это главным образом принятыми норвежским правительством усиленными меропридт 1 ями к развитию местных рыбных промыслов. Для экономи­ ческого развития Мурманского побережья С. 10. Битто предлагает це­ лый ряд мер, как-то: учащение рейсов срочного пароходства, устрой­ ство телеграфных линий, улучшение колесных путей, перемещение административного центра из Колы в одну из Мурманских гаваней, - 12 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz