Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
условия края будут отпугивать первое время Переселенцев централь ной России от Мурманского края. Но па ближайшее время необходи мое количество заселыциков дадут северные же районы России, и, вероятно, отчасти, зарубежные страны. Что северные районы Вологод ской, Северодвинской, Череповецкой, Вятской, а, возможно и Новго родской, Псковской, Костромской губернии, дадут заселыциков на Мур- ман,—это несомненно. Достаточно начать вдоль Мурманской железной дороги в сколько-нибудь значительном масштабе, например, лесные за готовки, чтобы сюда двинулись рабочие из этих районов. А затем, так как среди этих рабочих большинство в то же время и сельские хозяе ва, то, при условии предоставления им земли и обеспечения заработ ков, значительнейшая часть их осядет в Мурманском районе Так было в районе Амурской дороги, где на постоянное население осталось до 4% привлеченных сюда рабочих. В этих целях одновременно и па раллельно с организацией лесных заготовок, через что дорога Получит и нужный ей лесной материал, и экспортный лес, и груз для перевозок,—должна быть организована ‘раскорчевка леса на отво димых засельщикам участках, которые тем самым будут подготовляемы для хозяйственного использования теми же засельщиками, а материал от раскорчевка пойдет на сухую перегонку дерева. Примеры колони зации лесных (урманных) районов Сибири и заселения полосы Амур» ской железной дороги связанной с использованием древесины, дают полное обоснование такому колонизационному «мероприятию и в райо не Мурманской железной дороги. В целях способствованию заселения таким путем района дороги на предоставление дороге территории должны изыскиваться участки, вырабатываться тип хозяйств, целесооб разный при данных местных природных условиях. Земельные участки должны подготовляться для ведения на них такого хозяйства. Само собою разумеется, что будет необходимо проложение хотя бы не длин ных под'ездных грунтовых дорог для соединения заселяемых участков с линией дороги. Опыт заселения таежных пространств в Сибири по казывает, что дорожное дело имеет существенное, а иногда и решаю щее значение для успешности заселения лесных районов. Параллельно должны устраиваться в соответствующих пунктах склады хозяйствен ного и промыслового инвентаря, предметов житейского обихода и, по крайней мере на первое время, продовольствия,—для снабжения всем этим пионеров—заселыциков в порядке выдачи этих предметов в виде эквивалента заработной платы или путем продажи, или, наконец, от пуска в кредит. Далее необходимо организовать опытное дело, как сельско-хозяйственное, так и промысловое для ознакомления засель- щиков с наиболее целесообразными приемами и техникой сельского хо зяйства и промыслов в местных природных и экономических условиях. В связи с этим необходимы мери для широкого осведомления засель- щиков, а с ними и местного населения района дороги с результатами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz