Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

условия края будут отпугивать первое время Переселенцев централь­ ной России от Мурманского края. Но па ближайшее время необходи­ мое количество заселыциков дадут северные же районы России, и, вероятно, отчасти, зарубежные страны. Что северные районы Вологод­ ской, Северодвинской, Череповецкой, Вятской, а, возможно и Новго­ родской, Псковской, Костромской губернии, дадут заселыциков на Мур- ман,—это несомненно. Достаточно начать вдоль Мурманской железной дороги в сколько-нибудь значительном масштабе, например, лесные за­ готовки, чтобы сюда двинулись рабочие из этих районов. А затем, так как среди этих рабочих большинство в то же время и сельские хозяе­ ва, то, при условии предоставления им земли и обеспечения заработ­ ков, значительнейшая часть их осядет в Мурманском районе Так было в районе Амурской дороги, где на постоянное население осталось до 4% привлеченных сюда рабочих. В этих целях одновременно и па­ раллельно с организацией лесных заготовок, через что дорога Получит и нужный ей лесной материал, и экспортный лес, и груз для перевозок,—должна быть организована ‘раскорчевка леса на отво­ димых засельщикам участках, которые тем самым будут подготовляемы для хозяйственного использования теми же засельщиками, а материал от раскорчевка пойдет на сухую перегонку дерева. Примеры колони­ зации лесных (урманных) районов Сибири и заселения полосы Амур» ской железной дороги связанной с использованием древесины, дают полное обоснование такому колонизационному «мероприятию и в райо­ не Мурманской железной дороги. В целях способствованию заселения таким путем района дороги на предоставление дороге территории должны изыскиваться участки, вырабатываться тип хозяйств, целесооб­ разный при данных местных природных условиях. Земельные участки должны подготовляться для ведения на них такого хозяйства. Само собою разумеется, что будет необходимо проложение хотя бы не длин­ ных под'ездных грунтовых дорог для соединения заселяемых участков с линией дороги. Опыт заселения таежных пространств в Сибири по­ казывает, что дорожное дело имеет существенное, а иногда и решаю­ щее значение для успешности заселения лесных районов. Параллельно должны устраиваться в соответствующих пунктах склады хозяйствен­ ного и промыслового инвентаря, предметов житейского обихода и, по крайней мере на первое время, продовольствия,—для снабжения всем этим пионеров—заселыциков в порядке выдачи этих предметов в виде эквивалента заработной платы или путем продажи, или, наконец, от пуска в кредит. Далее необходимо организовать опытное дело, как сельско-хозяйственное, так и промысловое для ознакомления засель- щиков с наиболее целесообразными приемами и техникой сельского хо ­ зяйства и промыслов в местных природных и экономических условиях. В связи с этим необходимы мери для широкого осведомления засель- щиков, а с ними и местного населения района дороги с результатами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz