Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
ностей с постепенным погашением долга натурой—продуктами про мысла 4. Установить для возникающих предприятий особые налогов льготы на первый период их сущес.твования от 3 до 6 лет в зависи мости от рода промышленности. Такая пионерная роль Мурманской железной дороги, па основах „канализации", вызывается необходимостью срочности использования для экономического возрождения разоренной России втуне лежащих естественных богатств ее района, пустынности его и невозможностью какими-либо другими способами без помощи дороги вызвать к жизни промышленную колонизацию края. Всякая другая организация неиз бежно будет базироваться на дорогу и опираться на ее транспортные средства, на ее жилищные помещения и .ее единственно относительно мощный в крае технический аппарат. Так как при проведении Мурманской железной дорогой колони зационных мероприятий необходимые на них средства она неизбежно должна находить в эксплоатации природных рессурсов ее района, то следует прежде всего уяснить сущность первоочередных работ по за селению непосредственной полосы дороги, дабы установить взаимную связь проведения колонизационных мероприятий и извлзчение для них средств из тех же колонизуемых районов. На первом плане должно стоять дело заселения ближайших к дороге местностей. В качестве колонизационного элемента должны быть привлечены прежде всего, рабочие и служащие дороги, от которых за последнее время и поступает ряд заявлений о предоставлении им зе мельных участков для устройства хозяйства и оседлости. Затем надо иметь в виду пришлое население. За последнее время уже наблюдает ся перемещение жителей края из отдаленных его местностей в полосу дороги. Причина этого явления—трудность хозяйствования и заработ ков в отдаленных от линии и бездорожных местностях. Поселяясь вблизь линии, жители отдаленных местностей улучшают свой хозяйст венный быт, усиливая в то же время рабочий контигент дороги и ее грузооборот. Правда, явление это выражается пока еще в небольшом размере. Но по данным производившихся обследований о ночной опре деленностью выясняется, что приток к линии заселыциков изнутри края несомненно усилится, как только будет урегулировано дело обе спечения таких заселыциков землей вблизи линии дороги. Конечно, такое внутреннее перемещение не может быть признано еще колони зацией края в широком смысле этого слова, так как этим не увеличи вается общая численность населения в крае. Несомненно, однако, что создание этим путем хозяйственных очагов в непосредственном сосед стве с дорогой явится основой для более широкого процесса заселе ния района. Расчитывать на широкий приток в край переселенцев из центральных районов России на первое время не приходится. Суровые - 231 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz