Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

ностей с постепенным погашением долга натурой—продуктами про­ мысла 4. Установить для возникающих предприятий особые налогов льготы на первый период их сущес.твования от 3 до 6 лет в зависи­ мости от рода промышленности. Такая пионерная роль Мурманской железной дороги, па основах „канализации", вызывается необходимостью срочности использования для экономического возрождения разоренной России втуне лежащих естественных богатств ее района, пустынности его и невозможностью какими-либо другими способами без помощи дороги вызвать к жизни промышленную колонизацию края. Всякая другая организация неиз­ бежно будет базироваться на дорогу и опираться на ее транспортные средства, на ее жилищные помещения и .ее единственно относительно мощный в крае технический аппарат. Так как при проведении Мурманской железной дорогой колони­ зационных мероприятий необходимые на них средства она неизбежно должна находить в эксплоатации природных рессурсов ее района, то следует прежде всего уяснить сущность первоочередных работ по за­ селению непосредственной полосы дороги, дабы установить взаимную связь проведения колонизационных мероприятий и извлзчение для них средств из тех же колонизуемых районов. На первом плане должно стоять дело заселения ближайших к дороге местностей. В качестве колонизационного элемента должны быть привлечены прежде всего, рабочие и служащие дороги, от которых за последнее время и поступает ряд заявлений о предоставлении им зе­ мельных участков для устройства хозяйства и оседлости. Затем надо иметь в виду пришлое население. За последнее время уже наблюдает­ ся перемещение жителей края из отдаленных его местностей в полосу дороги. Причина этого явления—трудность хозяйствования и заработ­ ков в отдаленных от линии и бездорожных местностях. Поселяясь вблизь линии, жители отдаленных местностей улучшают свой хозяйст­ венный быт, усиливая в то же время рабочий контигент дороги и ее грузооборот. Правда, явление это выражается пока еще в небольшом размере. Но по данным производившихся обследований о ночной опре деленностью выясняется, что приток к линии заселыциков изнутри края несомненно усилится, как только будет урегулировано дело обе спечения таких заселыциков землей вблизи линии дороги. Конечно, такое внутреннее перемещение не может быть признано еще колони­ зацией края в широком смысле этого слова, так как этим не увеличи­ вается общая численность населения в крае. Несомненно, однако, что создание этим путем хозяйственных очагов в непосредственном сосед­ стве с дорогой явится основой для более широкого процесса заселе­ ния района. Расчитывать на широкий приток в край переселенцев из центральных районов России на первое время не приходится. Суровые - 231 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz