Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

источником увеличения средств дороги на ее колонизационные меро­ приятия. На территории, предоставляемой дороге, должно быть разрешено; а) устройство поселений как для рабочих и служащих дороги, так и для прошлого заселения с отводом им необходимых земельных участ' ков с уплатой аренды в кассу дороги, б) эксплоатация лесов с обра боткой и вывозом древесных материалов и продуктов, без уплаты таьсовой стоимости леса на корню, в) организация без уплаты нало­ гами рыбопромышленных предщ.ият: й, г) разработка ископаемых бо­ гатств с вывозкой или обработкой их на местных заводских устрой­ ствах с производством всяких землеотводных, с ‘емочных, мелиоративных и т. д. работ. Только располагая территорией для своих колонизационно про­ мышленных начинаний, Мурманская железная дорога может выступить в активной пионерной роли, предопределенной ей всей совокупностью условий, края. Предоставление дороге земельной полосы разрешит и вопрос об устройстве на месте служащих и рабочих дороги, от отсут­ ствия которых на месте сизьно страдает хозяйство дороги, сроднит их с краем и даст возможность устроить торгово-промышленные поселе­ ния, рост которых задерживается невозможностью пока земельных от­ водов. Дорога использует эти отводы под предоставление возникающим при ее содейс гвии разным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, и извлечет из того существенную коммерческую выгоду. Для облегчения казенных средств, в пионерную рабету Мурман­ ской железной дороги необходимо втянуть, под общим руководством и регулированием государственных оргянов и частные средства вплоть до иностранного капитала, поскольку последнее возможно по полити­ ческим соображениям. Для осуществления этой цели предоставляется необходимым: 1. Предоставить Мурманской железной дороге право участия в смешанных акционерных обществах для эксплоатации ископаемых, леса, рыбных промыслов и видной силы. 2. Возложить на Правление Мурманской железной дорги обязан­ ность привлечения частной предприимчивости для работы в первую очередь на той территории, которая будет отведена дороге, путем пе­ редачи в аренду на условиях нормального договора отдельных земель­ ных площадей. Вместе с тем было бы весьма желательным предостав­ ление Мурманской жел. дор. и права внешней торговли под непосред­ ственным контролем того органа, которому государство поручает об­ щее руководство внешней торговл' й. 3. Организовать кредит для рыболовных артелей, отдельных ры­ баков и частных рыбопромышленников специально для приобретения судов, орудий лова и предметов снаряжения под залог этих принадлеж— 230 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz