Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

яого хозяйствования. Лишь при этом условии можно достигнуть с эко яомией сил и средств возможно скорых и реальных результатов. В естественных стремлениях Мурманской дороги, вызываемых неотложными жизненными запросами области лесопромышленными, и горнопромышленными и рыбопромышленными собственными пред­ приятиями и, в особенности, полосой селений—нельзя не усматривать заслуживающую полного внимания и цель— „охранить живой стеною эту окраину и прилегающее к ней море от того систематического за* хвата их, какой совершается нашими западными соседами. Пренебречь этой целью, очевидно невозможно".*) При таких условиях, развитие про изводительных сил Мурманско-Олонецкого края должно быть те^но связано с деятельной работой Мурманской железной дороги по коло­ низации края. Дорога должна принять на себя от государства ряд ор ­ ганизационных, колонизационных заданий и, в первую очередь, привле чение в свой пустынный район трудовой силы. В народно-хозяйственных расчетах никогда не следует забывать что главным творческим элементом хозяйственной жизни является сам человек и его производительный труд. Главная причина слабого разви­ тия Мурманско-Олонецкого края заключается в том, что Есе имевшие зцесь место попытки насаждения промышленности не давали резуль­ татов не по недостатку природных богатств, а, главным образом, по недостатку местной рабочей силы и путей сообщения. И хотя прове­ дение Мурманской железной дороги коренным образом улучшило по­ ложение края в отношении путей сообщения, но недостаток населения попрежнему служит причиной не только неиспользования природных богатств края, но даже и для удовлетворительной эксплоатации самой железной дороги. Безлюдье—тупик, в который упираются все начина' ния дороги в северных ее участках. Если Мурманская железная дорога является основною осью коло­ низации Мурманского края, то в качестве таковой она должна обеспе­ чивать делу колонизации и притоку сюда творческой человеческой силы надлежащие условия. Эти условия и необходимую обстановку можно создать конечно и за счет государственных средств, как это имело место в Сибири до войны. Но так как средств сколько-нибудь в значительных размерах на дело колонизации государство в ближайшее время ассигновать не может, то их необходимо изыскать из реализа­ ции и эксплоатации природных богатств района Мурманской дороги. В этих целях необходимо предоставить железной дороге на всем ее протяжении в пределах Олонецко-Мурманского края земельную поло­ су, с находящимися на ней лесами , водами и ископаемыми богатствами для колонизационно-производственной эксплоатации, таковая и явится *) Проф. И. Ямвин. Ближайшие задачи кодовизацвн в Россия. Экономическая жизнь от 2 декабря 1922 г. Н 273- — 229 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz