Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

чило намечаемый такой жизнью целесообразный процесс развития пустынного, но обильного природными дарами края. Колонизация его может пойти удачно лишь в том случае, если »то дело будет проводиться дорогой. Ведь она надолго останется глав­ ной экономической и колонизационной осью края, а, следовательно, на ней только и можно базировать колонизационные планы и иод ее экономическим руководством проводить эти планы в жизнь. Мурман­ ская дорога, как орган государственного хозяйства, должна стать сложным промышленно-транспортным предприятием, пробуждающим самыми разнообразными способами к экономической жизни прорезы­ ваемый ею безлюдный и пустынный край. Ныне такая задача определенно и возложена на железные дороги' Положением о правлениях железных дорог последние призываются к активной творческой роли, как возбудители экономической жизни страны. В первую и основную задачу Правлений ставится определе ные первоначальных отраслей государственной промышленности и сельского хозяйства, связанных с дорогами взаимными интересами- Правлению же поручается установление непосредственной связи и согласования деятельности транспорта с работой других органов на­ родного хозяйства на местах. На железные дороги возлагается, таким образом, выявление эко­ номических возможностей в их районах, приведение» в жизнедеятель вое состояние производительных сил и увеличение тем самым как грузооборота дороги, так и общей суммы народно-хозяйственных цен­ ностей. Если это входит в задание железных дорог вообще, то для Мурманской в первую очередь. Построенная преимущественно в тран­ спортных целях и открывшая путь к свободному океану и вырываю­ щая этот океан для России от оков зимы, Мурманская дорога должна получить значение основного планомерного возбудительного фактора для всего прорезываемого ею района и стать проводником сюда тру­ довой энергии, пробуждающей спящие природные силы и создающей столь нужные в нашем народном хозяйстве новые ценности. Мурманская железная дорога должна положить начало культурно-, созидательной деятельности в ее районе и затем привлечь к дальней1- шему выполнению ее все те силы и средства, которые для этого го­ сударство сможет выделить, или, в меру государственной выгодности найдет возможным и целесообразным получить извне Само еобою разумеется, что эта задача не должна быть монопо. лизирована дорогой целиком, и в пользу ее не должна быть умалена роль других государственных учреждений и организаций, призванных к руководительству народно-хозяйственной работой в стране. Желез­ ной дороге должна принадлежать роль исполнительная и инициатив­ ная на месте всех начинаний соответственных органов государствен — 228 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz