Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

bob в соответствии с нашими правовыми и своеобразными природными условиями Мурманско-Олонецкого края. Отвод в слабозапеленных рай­ онах государственных земель железным дорогам в бессрочное пользо­ вание, как государственным органам, с обязательством устройства ими местного населения на основаниях закона о трудовом землепользова нии, не противоречит современному пр 1 вовому земельному строю страны. Наделение Мурманской железной дороги определенной полосой земли вдоль ее линии дли нужд колонизации—ее исходное основное положение для производительной пионерной работы в крае. Кроме того, необходимо присоединение к этой полосе и отдельных более глубоких вхождений в край. Из таких вхождений для дороги необхо­ димо, например, вхождение в лесной район озера Имандры для соз­ дания здесь рыбопромышленных и промысловых поселений. С той же целью необходим отвод дороге особой полОсы вдоль бухты Чупа, как бухты весьма удобной для рыболовства, смежной с дорогой, но совер­ шенно пустынной. За последнее время'сюда замечается тяга населения Расширение полосы необходимо и у тех лесных дач, которые при пра­ вильном лесоиспользовании, открывают возможности их сельско-хозяй­ ственной колонизации. Таковы дачи: Паданская и Экостровская. В этих отдельных колонизационных районах смежных с полосой дороги, кроме развития путем предоставления необходимых материалов коло­ нистам, кустарного и ремесленного дела, дорога должна поставить и свои подсобные большие хозяйства и производства, подчиняя первона­ чально их задачи нуждам самой дороги, а затем, и запросам всего края. У Канадских железных дорог зти подсобные производства и вспомогательные хозяйства занимают особо важное место. Гак, ими эксплоатируютоя залежи каменного угля, постановлена широкая лесная деревообрабатывающая промышленность, создан большой торговый флот на озерах и прилегающих морях, строятся гостиннпцы и другие предприятия. Тоже необходимо организовать и Мурманской дороге. Конечно, при применении на Мурманской железной дороге прин­ ципов „канадизации“ должны быть приняты во вниман е и учтены все своеобразные местные- условия, Особо должны быть выделены задачи оленоводства и задачи использования „белого угля" не только для нужд самой дороги, но и в целях рашития промышленности и обеспе­ чения колонистов и промыслов электрической энергией и светом. Уже и ныне Мурманская дорога и ее органы на местах, под на­ пором жизненных потребностей, начинают применять целый ряд ме­ тодов, отличных от типа хозяйства остальных русских железных дорог и постепенно приближающихся к канадским методам. Остается, чтобы дело, выдвинутое сакой жигнью и ею питаемое, получило плат мерное руководство и» путем использования опыта Канады, ускорило и облег

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz