Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
226 — ских пароходов, исключительная, сравнительно с другими русскими портами, близость к Англии и Америке но времени морского перехода, должны быть оценены в русской государственной и хозяйственной жизни надлежащим измерителем в широких интересах всей страны А эти интересы долЖаы продиктовать и новый путь подхода, путь мужественных усилий по приведению в должный порядок тех отрас лей народного труда, которые необходимо здесь создать быть может совершенно новыми приемами хозяйствования, заимствованными из практики Канады и Америки. Этот прием согласованный эксплоатации железной дороги и находящихся в ее районе природных богатств, ши роко развившийся в Канаде, п о л у п и л особое название: „канадизацш железных дорог". Опыт Канады и Соединенных Штатов достаточно свидетель ствует, что наилучший и наиболее экономный способ оживления пустынных районов— колонизация их через железную дорогу. Ценность этого метода подтверждается теми результатами, которые достигнуты Канадой после постройки и деятельности по этому методу главнейших железных дорог Канады: Общества Канадской и Тихоокеанской же лезной дороги и Общества Канадской Северной железной дороги. В области одного только земледелия за 15 лот, с 1901— 191G год, достиг нуто, что урожай Канады ценностью в 200 миллионов долларов возрос до 850 миллионов долларов. Общество Канадской Тихоокеанской же лезной дороги получило для своей колонизационной работы W /г мил лионов десятин земли, а Общество Канадской Северной железной дороги—4.200.000 десятин. Оба Общества, размежевав свои земли на отдельные участки, продают их с совершенно готовыми фермами, хо зяйственными постройками и орудиями переселенцам с рассрочкой на 20 лет из 6 °/о годовых. За 30 лет с 1885 года по 1915 год из 117* миллионов десят:.н Общество Канадской Тихоокеанской железной дороги продало 8 милл. десятин земли, колонизовав таким образом более 3Д земель, расположенных в 100 верстной полосе вдоль дор; ги. Не ограничиваясь этим, Общество производит мелиоративные работы, обслуживает колонистов почтой, телеграфом и проч. При колонизации прилегающей к дороге полосы применяется особая форма земельного права для колонистов, называемая ,,Гом-стэд“. Сущность „гом С1эда“ состоит, во-первых, в особом праве всякого граж данина на приобретение в личное пользование участка из фонда государственных свободных земель, а во-вторых, в целой системе ме роприятий, направленных к сохранению этих участков в руках мелких владельцев, как то: освобождение от налогов на первые годы, запре щение дробления и продажи и проч. Но этому методу, по которому строится колонизационная работа Канадской ж ' -ешой дор г.‘, должна идти и колонизационная работа Мурмаискои железной дороги, цри виесеьши в нее, конечно, коректи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz