Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
- 2 2 2 - Этот анализ нужно считать наиболее характерным, ибо уголь для него извлечен из подземных выработок. Найдено: в л а г и ........................ ... l,54ojo к о к с а ........................................ ... G4,58o!o летучих в ещ е ств .................... ....33,89о|о золы ............................................ 1,97о |0 с е р ы ............................................ 1,75у теплопроизв. способность . . 8230 кал. углерода................ ........................79,44е [о в од ород а .................................... 4,58о|о удельный вес • ........................ 1,2761 Качество кокса: звонкий, слегка сплавленный. Уголь блестящего черного цвета, с раковистым изломом. Горит длинным пламенем и оставляет незначительное количество несгораемых веществ. Таким образом этот уголь можно сравнить с лучшими сортами иностранного угля. На основании анализа и качеств угля его нужно признать отличным. Во всяком случае в Норвегии уголь с Груманта пользуется прекрасной репутацией и в настоящее время как железные дороги Северной Норвегии, так и пароходство питаются этим углем. Что касается техники разработки каменноугольных месторожде ний на Груманте, то она имеет свои особенности. Так как уголь здесь залегает чрезвычайно удобно, имея падение всего несколько градусов, и выходит непосредственно на поверхность, то здесь отсутствует необ ходимость в углублении шахт, весь уголь транспортируется но штоль ням. Далее, так как заключающие уголь породы, песчаники, крайне плотны, деревянного крепления на Груманте идет чрезвычайно мало. Выход же пластов непосредственно у побережья, а также подход оке анских пароходов прямо к берегу дает возможность грузить уголь из штоньни непосредственно в пароходы. Но так как уголь с Груманта вывозится лишь в течении 4—5 навигационных месяцев, то уголь, добываемый на Груманте в течение круглого года, должен в течение 7—8 месяцев храниться в штабелях, но и это не представляет особых затруднений, ибо уголь, вследствие малого количества, серы не под вержен самовосгоранию. Что касается себестоимости пуда угля на Шпицбергене то она не будет превышать 8 коп. по до военным ценам*. Между тем себе стоимость пуда угля в Донецком бассейне обходилась 8,15 копеек (по данным особой комиссии при б. министерстве торговли и промышлен ности в 1909 г. Меньшая себестоимость угля на Груманте по сравне нию с Донецким бассейном об'ясняется, во-первых, геологическими и горно-техническими особенностями каменноугольных месторождений *) Р. Л. Сомойлович «Проэкг оборудования камепноуголмшх копей на русской территории Груманта. Труды Северной Научно-Промысловой Экспедиции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz