Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

Грумантр, не лишне будет вспомнить некоторые географические данные. Назвяние Грумант (Шпицберген) принадлежит группе островов, лежащих в Северном Ледовитом Океане, м*жду 76° 21' и 80° 49‘ север­ ной широты. Наиболее крупный из островов известен под именем Западного Шпицбергена. Теплое течение Гольфштрема, идущее от берегов Скандинавии вдоль западных берегов Груманта на север значительно смягчает кли­ мат этого архипелога. Температурные данные с достаточной точностью показали, что климат на западной части Груманта значительно мягче, чем можао было бы ожидать в этих широтах. Так средняя годовая температура—5оС. В летние месяца термометр показывает-)-250С., зи* мою же бывают оттепели, в декабре и даже феврале, нередко выпа­ дают дожди, причем бывают годы, когда к этому времени еще не замерзают фиорды, в особенности столь широкие как Айс-фиорд, в котором сильные приливы, отливы и течения препятствуют плотному смерзанию льдов. Угольные месторождения разрабатываются именно в западной части Грумапта. находящейся в столь благоприятных климатических условиях. Нормальным временем навигации нужао признать период с половины июля до половина октября причем при наличии ледоколов для борьбы с местным льдом навигация могла бы быть продлена еще на два месяца. Принимая во внимание местоположение Груманта, расстояние от него до гор. Мурманска 500 миль. „ „ Архангельска 1000 м. „ „ Петрограда 2000 м. или, принимая во внимание, что грузовые пароходы идут со ско­ ростью в среднем не менее десяти узлов в час, время перехода будет: от Груманта до Мурманска 2'А суток, „ „ „ Архангельска 4г/г „ „ „ „ Петрограда 8 1Д „ Таким образом расстояние от Груманта до северных портов мень­ ше, чем от Англии до тех же портов. Принимая во внимание, что грузовые пароходы имеют постоянный груз для каменноугольных предприятий на Груманте, обратно же везут на котинент уголь и таким образом туда и обратно идут с грузом, фрахт Грумант—Мурманск должен обходиться дешевле фрахта Англия- Мурманск. Обратимся теперь к каменноугольным предприятиям на Шпиц­ бергене. Уже Норденшельд во время своей экспедиции па Шпицберген обнаружил в некоторых местах западного побережья архипелага пла­ сты каменного угля. Точно также академиком Чернышевым в 1899 г. — 220 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz