Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

- 2 1 7 - промышленников на берег искать для команды пристанища. На расстоя­ нии четверти мили они действительно нашли черную избу. Переноче- вав в ней моряки на следующее утро вернулись к морскому берегу, чтобы сообщить товарищам о своей находке. Легко себе представить их ужас, когда они не нашли на месте своего судна и открытое море, свободное ото льда расстилалось перед ними. Потерявшим всякую на­ дежду выбраться с этого острова матросам ничего иного не остава­ лось ,как вернутьсь к избушке. Все, что оказалось у них с собою, это была провизия на несколько дней, ружье с 12 зарядами, огниво, топор, нож и котелок. Прежде всего они исправили избу и убили несколько оленей. При помощи нескольких, найденных ими досок с болтами они били зверей. Питаясь сырым мясом и хлебом, они все, за исключением одного, умершего на шестом году жизни на.острове, благополучно прожили до того момента, когда к несказанной своей радости, увидели невдалеке от берега русское судно, которое и довезло их и богатый их промысел в Архангельск. В том же 1749 г. граф Шувалов, пользовав­ шийся тогда привилегией рыбных и звериных промыслов на Севере, отправйл на Малый Броун судно. На этом острове, который промыш­ ленник Химков назвал Алексеевским, действительно был найден дом, где шесть лет прожили русские Робинзоны, Можно было бы еще не мало привести эпизодов, нередко траги­ ческих, характеризующих быт и жизнь тогдашних промышленников, но это зивело бы нас далеко в сторону. Важно подчеркнуть одно об­ стоятельство,—русские поморы были истинными колонизаторами Гру- манта, жили промыппяли и умирали на нем. У нас, конечно, нет сколько-нибудь точных данных о русском промысле за прошлое время, но известно что за трехлетие 1797—99 гг. туда отправилось 19 судов, перевезших 378 промышленников, при этом нужно принять во внимание, что не все суда подвергались ре­ гистрации. Еще в начале XIX столетия норвежский геолог Кейльгау, побы­ вавший на Груманте, писал о русских: „они настоящие владыки Шпиц­ бергена. Их корабли отличаются солидной Постройкой, так что прек­ расно выдерживают толчки льдов. Русские невзыскательны к пище и их поддерживает сильно развитое религиозное чувство". Но начиная уже с этого времени русские промыслы начинают постепенно приходить в упадок. В течение XIX го века было не мало частных попыток оживить промыслы на Груманте, однако не поддер­ жанные правительством, они были бесплодны. В частности самоеды выражали желание вместе со своими семьями и оленями переселится на Грумант, но и им не было оказано должного содействия. Так был окончатально заброшен Грумант и самое название его стало чуждым для русских, некогда царивших на нем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz