Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

— 216 — вует следующий гшизод, приводимый в известной книге Covay „No Mansslxand". В 30 годах 17—го столетия лондонская „Московская Компания" получила позволение оставить зимовать на Груманте нескольких лиц, приговоренных к смертной казни, которые и были привезены на Гру- маат. Но здесь, увидев дикую страну, скованную льдом, они упросили увести их обратно в Англию, где они и скончались на плахе. В то время как иностранцы испытывали такой ужас перед зимо­ вкой на Груманте, русские промышленники обычно отправлялись туда на гол. Грумантланы, как назывались тогда промышленники, ходившие на Грумант, отправлялись обычно в Ильин день (20-го июля), Сколько времени продолжалось их путешествие туда, установить трудно, но нередко они употребляли на переход до 50 дней. Прибывши на место они строили становую избу, где проживал кормщик и два, три наи­ более опытных промышленника. На расстоянии 20-50 верст от становой строились маленькие избушки или станки, в которых селились осталь­ ные промышленники. Эти станки представляли собою жалкие, сбитые из досок хижины, покрытые мхом и дрожавшие от малейшего ветерка. Внутри такого станка была невероятная грязь. Оленье и другое сало распространяло невыносимый запах, пол был завален оленьими шку­ рами, кроме того звериные шкуры сушились, подвешенные у потолка и стен, и ко всему этому в избе день и ночь горела ламца или т. наз. жирник, нополненный ворванью. Нет ничего удивительного, что при таких условиях громадный процент грумантланов, малокультурных, незнакомых с основными тре­ бованиями гигиены, умирали в безвестности на далеком Груманте. Не­ редко случалось, что никто из зимовщиков не избегал смерти, или только несколько человек из всего становища, сумевшие побороть цингу, благополучно достигали берегов родины. Но с другой стороны известны случаи, когда поморы, не смотря на самые тяжелые условия, благодаря своей выносчивости, отваге, опы­ ту и приспособленности к полярным условиям, жили по много лет на Груманте. Особенно характерна в этом отношении история с четырьмя русскими промышленниками, прожившими на острове вблизи юго во­ сточного побережья Груманта свыше шести лет подряд. Этот эпизод наделал много шуму, так как рассказ о нем был в свое время переве­ ден на многие европейские языки. Екатерина И, прочитав его решила, по настоянию Ломоносова, снарядить экспедицию на Грумант, которая впоследствии была поручена Чичагову. История этих смольчаков вкратце такова: в 1743 г. Еремей Осташ­ ков, мезенский купец, отправил на Грумант судно с комавдой в 14 человек. Судно благополучно прибыло на Грумант, но здесь у Острова Малый Броун, как назывался по-поморски Станс Фореланд, судно было затерто льдом не далеко от берега. Тогда кормщик послал четырех

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz