Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

- 10 поряженив и оставить з Коле прежний торг, последовал б 1586 год'" отказ Ц ф ь отвечал датскому королю: „а что писал если к нам в своей грамоте о торговле в нашей отчине в Лопской земле, что был учинев торг в Малмнюсе, то есть в Коле, и нам бы то торговое место опять е Малмиюсе велети устроити,—и мы ныне торг изо всего Поморья иа своей вотчины Двннския земли и из Колыи из иных мест перевели и учи- зили в одном месте па усть-Двины реки у нового города у Двинского И торговым дюдем изо всех из наших поморских государств со вся ?ими товары к тому месту, к Двинскому городу, поволили есмя ходити бея вывета (без исключения), А в Коле-волости торгу есмя быти не ве­ лели, завеже в том ме' те торгу быти непригоже: то место убогое". Так совершилось закрытие Мурманских гаваней и была создана торговая монополия нового Архангельска. Быстро расцветавшее оживление Колы волости столь же быстро сменилось „захудлниема. В 1590 году местные старосты, представители Кольской волости крестьян и „всех «яльцов Кольского острогу", так описывали правительству торгово" промышленный оборот Кольских жителей: они ныне держат во всей Колъск йволости три лодейки двинские для своей нужи да торгуют они с датскими и с аглинскими немцы, продают им рыбу палтус й троску сухую, а у немец на ту рыбу меняют всякой сухой товар, я сукна, и медь, и олово, да е тем они товаром ездят на Двину нр, тех ■рех лод-'йках, а на Двине они тот весь сухой товар и сукна я медь и олово меняют па хлеб на всякой, да тот они хлеб привозят к себе с Кольскую волость и тем она хлебом и кормятся“. Как в далекие преш чае годы, скудный морской промысел дает возможность торгового об- чеяа с случайными заезжими „немцами", а продуюы, добываемые этим обменом; ид^т в плату за насущный хлеб. Привозного московского то­ вара нет, московские „гости* отсутствуют, „гостин двор" сгорел при забеге разбойников в 1590 году: Кольский острог превращен в погра -шчную крепость со стрелецким гарнизоном. Заря торгового оживления, занявшаяся в 60 х годах XV I века погасла на целые века, и К ольский полуостров, „край зело дальний в отлеглой *, стал действительно „убогим ме<том“, как назвали его носков ские дипломаты ковца XVI века. За XVII и XVIII века Кольский по­ луостров не имеет истории и в русской жизни не играет роли. Только в XX столетии он начинает оживать Поразительная хозяйственна де­ ятельность архимандрита И^илфана в возобповлеаном Печенгском мо­ настыре (■: 18У0 года) конкретно показала, чего может достичь разум- лая колонизация в „краю зело дальнем и отлеглом". Основание г. Але- ксанпровсиа (IS99) указало на желание русской власти воспользоваться незамерзающими бухтами Ледовитого океана А последняя война »э- •.угавяла осуществить дивво подвергнутый обсуждению проект железной дороги па Мурмап. Новая заря возрож;уэния Мурмана, надеемся не угасвем и сменятся ясным днем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz