Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

— 212 — зима втечение почти 6—7 месяцев с постоянными сумерками среди безрадостного севера, сменяется коротким летом с бедной однообраз­ ной растительностью, освещенной холодным незаходящим солнцем. Ко­ нечно, болотистый, суровый край, невозможность достать на месте продовольствие, никогда не привлекал к себе человека и теперь, нес­ мотря на все старания, нет еще охотников поселиться здесь на по­ стоянную жизнь. Изменить все эти тяжелые условия в короткий срок чрезвычайно трудно, но ослабить их влияние в большей или меньшей степени возможно, и вот ату возможность представляет собою электро­ фикация крш вообще, и Мурманской железной дороги в частности. Помимо значительного сокращения расходов по достройке и эк- сп.т акации дороги, электр< фикация даст возможность залить ярким светом электричества все служебные здания, квартиры, пути, позволит устроить в квартирах нагревательные приборы и т. д., одним словом позволит скрасить весь неуют и суровью климатические условия и об­ легчит труд человека по разработке и добыванию богатств края. Примером в деле использования водных сил Мурмана, естествен­ но, должна стать Мурманская железная дорога. Электрофикация ее— есть основное звено, с которым будут связаны и другие звенья в цепи предстоящего развития фабричной и заводской промышленности и ко­ лонизации края. Железная дорога и будущее промышленное хозяй­ ство края связаны так тесно, что мыслить их раздельно друг от друга невозможно. И если постройка дороги в начале преследовала достиже­ ние связи России с незамерзающим портом Ледовитого океана, то ны­ не эта цель уже не является доминирующей: центр тяжести перено­ сится на использование дороги как экономического фактора в разви­ тии промыслов северного края, в деле использования громадных его богатств. Железная дорога здесь является не только подсобным пред­ приятием для будущей промышленности, но и могучим импульсом к жизни, так как способствует колонизации пустынного края и посте* пенному развитию в окрестностях тех или иных промышленных пред­ приятий. И поэтому при решении вопроса об использовании вод­ ных сил Севера,—в первую очередь должен быть решен вопрос об электрофикация дороги и уже в связи с этим и возможных к развитию фабрик, заводов и других предприятий. Конечно, наиболее рациональное решение задачи об использова­ нии водных сил может быть дано только в том случае, когда возможно будет с некоторою определенностью наметить места промышленных центров и крупных потребителей энергии, дабы выбрать пункты пост­ ройки электрических станций достаточной мощности. Что касается электрофикации Мурманской железной дороги, то уже несколько лет в этом направлении работы ведутся. Имеется много разработанного материала по обследованию рек, могущих быть исполь­ зованными, а также проэкты перехода с паровой тяги на электричес

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz