Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

— 211 только б близлежащую окрестную область, но главным образом в Петроград. 12 Pern Волхов дает возможность использовать многие пороги, создающие значительное падение уровня при большом расходе воды. При протяжении в 436 километров и падении 142 метра, река Волхов дает мощность в 147000 лошадиных сил. Ныне работы по осуществле­ нию постройки электрической станции на р. Волхове уже начаты и ведутся в спешном порядке, дабы в ближайшие годы дать возможность осуществить передачу энергии в Петроград. Таким образом, если не считать р. Волхова,—Южный участок Мурманской дороги от Кеми до Званки имеет возможность получить мощность примерно 600.000 лошадиных сил для целей электро- фикации края. Таков общий и неполный обзор водных сил Мурманского края, имеющих запасы белого угля, этого элексира, который может заста­ вить встрепенуться и оживить этот край. Но так как кругом на сотни верст тянется безлюдье, нет еще и признака промышленности,—есте­ ственно, что при проведении железной дороги к Мурманскому порту, возник вопрос о возможности использовать белый уголь. Необычайно тяжелые условия постройки Мурманской железной дороги и ее своеобразная эксплоатация (дор( га была сб'явлена в пра­ вильной эксплоатации в то время, когда полотно и сооружения ее не были достроены по крайней мере на 50°|о, при отсутствии постоянных Депо, мастерских и водокачек, наконец, при затруднениях из за отсут. ствия достаточного числа паровозов)—создавали благоприятные обстоя . тельства для проведения в жизнь электрофикации дороги и ее устрой. ства. Не менее важным фактором к проведению в жизнь элекгрофи- кацни дороги,—является также вопрос с отоплением поровозов. Несмот­ ря на большое количество лесов вдоль дороги,—заготовка дров, с каж­ дым годом увеличивающиеся расходы на подвозку их из леса и все другие хлопоты по доставке дров на место,—все это говорит еще более за то. чтобы изыскать такое решение задачи достройки дороги и ее эксплоатации, которой было бы наиболее целесообразным и выгодным. Подсчет расходов, которые потребовались бы для приведения дороги в эксплоатационный вид (окончание устройства полотна, возведение по­ стоянных мостов, зданий, мастерских, депо, водокачек и т. п.), и срав­ нение их с расходами, которые потребовала ь бы для электрофикации дороги и эксплоатации ее в таком виде, выяснили безусловную выго­ дность электрофикации. К этому необходимо добавить еще многочис­ ленные преимущества и совершенно не поддающиеся учету ценные факторы для колонизации хотя бы железнодорожной территории. Действительно, железная дорога протяжением в 1250 верст (Зван, ка—Мурманск) проходит по крайнему Северу (60 -69 градусов Север, ной широты) в полосе полярных ночей. Продолжительная и суровая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz