Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

— 203 — рефулирования в сб'еме 150 ООО куб. саж. дтя создания до 350 деся­ тин портов 'й территории, затем—сооружения 1360 пог. саж глубоко­ водных (на 35‘) набережных и 330 пог. с аж , менее глубоких набереж­ ных (24*), береговых укреплений на 325 пог. саженях. Далее проект предусматривает складочные помещения для верна на 5 миллионов пудов, для прочих грузов—площадью в 36 000 кв. саж., для леса— 25 000 кв. саж.,—служебные и жилые помещения об'емом 12 500 куб. саж. Механическое оборудование порта запроектировано в составе 5 мостовых кранов для угля, 12 полупортальных крана, 2 катучих бере­ говых кранов. Общая стоимость всех этих сооружений и устройств по ценам 1915 г. исчислепа кругло в 58 000 000 рубл., что составляет 42 копеек с пуда грузооборота. Если принять за среднюю продолжи* тельность срока службы портовых устройств (набережных, укреплений берега, складочных и жилых помещений) —50 лет, а для элементов механического оборудования, освещения и причальных приспособле­ ний—25 лет и если принять на ремонт и сооружения первой группы устройств— 1 , 5 о|о в год стоимости их устройства, а для второй группы— 5%, то для погашения затраченных на создание всего проекта средств, при 4о|° годовых потребуется годовой расход в 1,12 копеек на пуд грузооборота. 111 Современное состояние вопроса о порте на Мурмане. Описанный выше проект большого порта пока не только не по­ лучил осуществления, но к капитальным работам по созданию его, собственно говоря, даже и не приступлено. Срочные требования ми­ нуты в период мировой войны заставили наскоро возвести, не придер­ живаясь общей схемы большого проекта, временные устройства имев­ шимися под рукой наличными техническими средствами, В результате интенсивных 2-летних работ 1916117 года, к концу 1917 г. был» осу­ ществлены два легких эстакадных пирса в 140 и в 165 саж. длиной на месте расположения Семеновых островов, между мысами Зеленым и Варничным; эти пирсы обеспечивали причал семи морских судов, но не давали возможности непосредственно у причального фронта распо­ ложить складочные площади, которые отнесены были за коренышреов - на береговую территорию. Кроме глубоководных причалов (в 24 фута от самого низкого отлива), у упомянутых двух пирсов сооружена была еще 18-футовяя, так называемая „Лихтерная" пристань, примыкающая глаголем к торцу второго пирса, а затем ряжевая, гак называемая „Мурманская" пристань, примыкающая с юга к корню первого пирса, построенная еще в 1915 г. железной дорогой для ее нужд. Глубокие набережные были оборудованы 6 подвижными кранами груао-под'ем-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz