Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

Общее протяжение береговой линии, представляющейся в южном калене залива удобной для целей построительетва, составляет 1 2 ’/г верст. В частности, район у Семеновых островов, где в настоящее вре* мя уже сооружены первые в Кольском заливе пристанские устройства и где, по соседству с зарождающимся поселком „Мурманском*, возни­ кают первые части будущего порта, отвечает всем требованиям при­ годности для задач портостроения, именно: 1. На протяжении 4-верстной береговой линии возможно уместить до 60 причалов, большемерных океанских судов. 2 . Водная площадь против этого района имеет в плане характер участка реки шириной до одной версты; благодаря местоположению этой площади в незначительной излучине (выпуклостью к востоку) южного колена Кольского залива, морское волнение, при северных ветрах проникает в нее в слабой форме, не требующей, повидимому особых оградительных сооружений для порта. 3. Береговая полоса представляет участок, из всего протяжения обоих берегов Кольского залива, наиболее удобный, для расположения портовой территории благодаря своей пологости и сравнительно не­ значительному возвышению над уровнем воды От уреза низких вод на протяжении этого участка, имеется заливаемая приливом „осушеная“ полоса средней шириной до 200 саж., возвышающаяся в среднем на одну сажень над горизонтом низких вод; позади этой полосы сухой берег возвышается на 2 7 2 -5 саж. над горизонтом низких вод (или на 1 / 2*-3 саж. над горизонтом высоких вод) и представляет площадку ши­ риной от 30 до 100 саж., а затем поднимается крутым уступом до отметки- 4 - 7,00 саж. над горизонтом низких вод; далее идет пологий под'ем местности до отметки-)- 12,00 саж., где образуется плато, прав­ да, с некоторым под'емем до отметок-{-16-—[-17 саж. шириной в 300 саж.; позади плато местность снова поднимается круче и переходит в еклоны, окамляющих береговую впадину возвышений берегового мас­ сива. При рельефе дна, требующем, для создания 35-футовой глубины, некоторых дноуглубительных работ, продукты отрывки могут быть ре- фулированы для под'ема обсушной полосы до требуемой отметки порто­ вой территории. 4. Глубины на подходе к району Семеновых островов по Кольско­ му заливу выражаются десятками сажен: глубины на рейде (от 10 до 20 саж.) допускают якорную стоянку; 5-саженвая горизонталь прохо­ дит от края осушки в среднем расстоянии в 50 саж., вследствие чего дноу< лубительные работы потребуются только на некоторых участках у причальной линии. 5. Грунт дна—ил и песок, только местами попадаются валуны, местами—крупная галька; грунт ниже дна на глубину до 6 саж. от горизонта низких вод допускает землечерпание; в этих слоях преобла-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz