Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

ники. Из всего состава залива южное колепо, прилегающее к его вершине, представляется наиболее благоприятным в отношении пор* тостроения. Защищенность района этого колена залива от океанского волне, ния и ветров, слабая замерзаемость, не представляющая препятствий для навигации в течение всей зимы, удобное, как в отношении трзбо- вания военной защиты, так и в техническом, положение недалеко от вершины глубоко вдавшегося в материк морского залива, до которого доведена уже железнодорсжная линия из центра страны, большие глубины на пути стоянок, сравнительно более пологий характер бере­ гов, наличность вдоль них обширных осыхающих площадей, позволяю­ щих, путем рефулирования продуктов дноуглубления, создать значи­ тельную портовую территорию, наконец, возможность удовлетворить поставленным требованиям размеров будущего порта—вот причины избрания этого района для будущего большого порта. Среднее и северное колено Кольского залива не представляют этих достоинств; они более подвержены океанскому волнению, берега их изрезаны рядом мелких губ незначительных размеров, удаленных от глубокого фарватера залива, берега большею частью круты и го­ ристы, местность сильно пересеченная, подход железной дороги встре­ тил бы здесь очень большие затруднения—наконец, в отношении воен­ ной охраны эти районы, повидимому, менее удовлетворительны, чем .южное колено. Из бухт северного колена Кольского залива—Екатерининская гавань и соседние с ней губы—Сшда, Пала, Оленья, Кислая в Го- рячинская отмечались в различнкх совещаниях и в литературе, как пункты удобные и даже „единственно удобные на всем побережьи" для расположения торгового порта и отдельных его частей. *) Как выяснено было портовыми изысканиями, такие указания делались вследствие незнакомства или с самими местными условиями или с технической стороной вопроса об устройстве больших современных портов и с теми требованиями, которые к ним пред являются. Обследование, произведенное нами по побережью Восточного Мурмана не обнаружило ни одного пункта, вообще говоря, удобного для создания крупного торгового порта, пи в Кильдинском проливе, ни далее на восток. Единственный обширный, защищенный от океан­ ского волнения рейд у Иоканских островов, находясь уже в области полярных льдов, сковывается ими на всю зиму. Указания на некоторых совещаниях и в литературе на воз?ож- ность расположения торгового порта в губе Териберской окапывается •) «Норт на Мурмапском бврегу>. А. Б. Таратин. Журнал «Русской '• удоходство» в* 1ЗД4 г. 145 и 160. Лоц«я Мурмаяякого берегд. И<*д. 1901 г. Ярзнчя ао докладу • Н. А. Ш авроаа в 18*8 г. в ОЯБ. отделении Общества дл® ездийсгвщ русской/ торго­ вому мореходству — 197 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz