Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
ники. Из всего состава залива южное колепо, прилегающее к его вершине, представляется наиболее благоприятным в отношении пор* тостроения. Защищенность района этого колена залива от океанского волне, ния и ветров, слабая замерзаемость, не представляющая препятствий для навигации в течение всей зимы, удобное, как в отношении трзбо- вания военной защиты, так и в техническом, положение недалеко от вершины глубоко вдавшегося в материк морского залива, до которого доведена уже железнодорсжная линия из центра страны, большие глубины на пути стоянок, сравнительно более пологий характер бере гов, наличность вдоль них обширных осыхающих площадей, позволяю щих, путем рефулирования продуктов дноуглубления, создать значи тельную портовую территорию, наконец, возможность удовлетворить поставленным требованиям размеров будущего порта—вот причины избрания этого района для будущего большого порта. Среднее и северное колено Кольского залива не представляют этих достоинств; они более подвержены океанскому волнению, берега их изрезаны рядом мелких губ незначительных размеров, удаленных от глубокого фарватера залива, берега большею частью круты и го ристы, местность сильно пересеченная, подход железной дороги встре тил бы здесь очень большие затруднения—наконец, в отношении воен ной охраны эти районы, повидимому, менее удовлетворительны, чем .южное колено. Из бухт северного колена Кольского залива—Екатерининская гавань и соседние с ней губы—Сшда, Пала, Оленья, Кислая в Го- рячинская отмечались в различнкх совещаниях и в литературе, как пункты удобные и даже „единственно удобные на всем побережьи" для расположения торгового порта и отдельных его частей. *) Как выяснено было портовыми изысканиями, такие указания делались вследствие незнакомства или с самими местными условиями или с технической стороной вопроса об устройстве больших современных портов и с теми требованиями, которые к ним пред являются. Обследование, произведенное нами по побережью Восточного Мурмана не обнаружило ни одного пункта, вообще говоря, удобного для создания крупного торгового порта, пи в Кильдинском проливе, ни далее на восток. Единственный обширный, защищенный от океан ского волнения рейд у Иоканских островов, находясь уже в области полярных льдов, сковывается ими на всю зиму. Указания на некоторых совещаниях и в литературе на воз?ож- ность расположения торгового порта в губе Териберской окапывается •) «Норт на Мурмапском бврегу>. А. Б. Таратин. Журнал «Русской '• удоходство» в* 1ЗД4 г. 145 и 160. Лоц«я Мурмаяякого берегд. И<*д. 1901 г. Ярзнчя ао докладу • Н. А. Ш авроаа в 18*8 г. в ОЯБ. отделении Общества дл® ездийсгвщ русской/ торго вому мореходству — 197 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz