Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

196 — портот ый центр на Мурманском побережьи в виде гор Александровска п Екатерининской гавани. Неудачно избранный во всех отношениях, этот пункт не мог развиться не только в торговый порт, но даже и в простую рыбопромышленную базу. Позднее, в 1912 г. специально образованная комиссия инженер-генерала Петрова обследовала Мур­ манское побережье, наметив Кольский залив, как лучшее место для порта. Вопрос о порте на Мурмане, однако, не выходил из стадии предположений, пока исключительные военные обстоятельства не дали ему решительное и срочное движение. В 2—3 года, одновременно с сооружением Мурманской ж. д., было положено начало новому порту в месте выхода ее к Северному Ледовитому океапу. Эт т пункт был намечен самой строившейся в срочном военном порядке железной дорогой; гхоследеяя, в своем стремлении через мас­ сив Кольского полуострова к северу, к окоану, естественно направилась по западному берегу Белого моря и по ближайшим речным долинам р. Нивы и р. Колы; отжимаясь, по возможности, дальше от Фиплянд- ской границы дорога, подошла к вершине Кольского залива. Этот залив, где зародилась, таким образом, портовая база, па первых порах временного, как предполагалось, характера, по счастли­ вому стечению обстоятельств оказался наиболее удобным во всех отношениях пунктом , а Мурмане для создания большого торгового порта. Окончательный выбор этого залива для порта был установлен специальными портовыми исследованиями, произведенными в 1915 — 16 г. г. по всему побережью Мурмана. Не останавливаясь здесь на сравнительной оценке некоторых пунктов западного Мурмана. подверг нутых подробному обследованию взысканиями, как утратившими ныне значение по условиям новых политических границ с Финляндией ([le­ nt негекой губы и бухты Рыбачьего полуострова), можно охарактери­ зовать Кольский залив и, в частности, его южное колено, как един­ ственный возможный и во всех почти отношениях удачный пункт на Мурм ше д 1 я соз дания крупного торгового ш рта. В самом деле, если обратиться к крупным мировым и междуна­ родным нор ам, но трудно заметить, чт > многие из них расположены в некотором удалении от мор кого чобережья и что морские пути, стремясь к ним, проникают более или менее глубоко внутрь материка. В этом экономически-обс.с ованяом стремлении внутрь страны морское судох дство в большинстве случаев встречало значительные препят­ ствия в мелководье корских заливов и устьев рек, с которыми технике Приходилось вступать в ожесточенную борьбу, обострявшуюся еще более с ростом размеров и осадки судов. В Кольском залпве, глубоко, ка десятки верст, проникающем внутрь материка, и обладающем как типичный фиорд, почти на всем споем протяжении морскими глубина­ ми,—самой природой <озт>авы те б-ьнп приятные лля порта условия, китор'. е в других пунктах создаются лишь упорными усилиями тех

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz