Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

Двину, е чрезвычайной быстротой освоились с новой бытовой обета* иовкой. Они не только достигли самой Москвы, но распространились по всему русскому северу, изеледуя берега белого моря и Океана и главнейшие пункты народно-хозяйственной жизни. Соревнуя друг другу обе нации, голландцы и англичане, быстро пустили на Москов­ ской почве глубокие и раскидистые корни и создала на нашей север­ ной окра ше оживленное торговое движение. В отношении загранич­ ного торга Русь в XVI веке обратилась, так сказать, лицом к северу, к „бо ’ыной дороге'‘—великому морю-О.чеачу. Отброшенная от Балтий­ ских берегов, она радовалась, что северные ее берега свободны: „и ко­ торую до! огу Бог устроил, великое море океан, и тое дорогу как моч- но затворити", говорили русские люди. Однако, осмотревшись в новых условиях заморских сношений, она кое-что на этой дороге сами затво­ рили. Они в скорости сосредоточили весь свой заморский торг п устьях С. Двины и прекратили его на Мурмане. Произошло это в 80-х годах XVI века. До то*Ч) лег “20 Москва по­ ощряла Мурманский торг. Центром его естественно становилась Кола, лежавшая в глубине Кольской губы на самом начале судового пути к югу в Московский центр. Когда иностранные суда впервые появились около селения Колы, оно состояло всего из 3 домов (15f>5 г.). Увидя голландцев, жители этих домов убежали в лес и скрывались там целые дни, и лишь монах Печенгского монастыря, бывший штурманом на гол­ ландском корабле, убедил их вернуться домой. С развитием торга в Коле это селение выросло в городок и получило известность у гол­ ландцев и датчан под двойным именем Колы-Малмиюса (Malmuss). В первое время торг в Коле не был на учете у Московской власти. Кола находилась в ведении царских „даныциков“, живших в Кандалакше и приезжавших на Мурман за данью. Позднее в Колу был послан из Москвы особый чиновник; именно в 15S2 году туда прибыл „воевода" Аверкий Иванович*Иалицин (впоследствии известный писатель, приняв­ ший монашество под именем Авраамия). Он построил в Коле гостинный дв ф с казенными весами для иноземного торга. В следующем же 1583 году в Колу на смену Палицину явился новый воевода М. Ф. Су- димонтов и, продолжая оборудование Кольской гавани, поставил там „острог', л е. маленькую крепость дкя защиты вновь возникшего рынка. Дело, казалось, шло к укреплению и развитию торговой деятельности на Мурмане. Иностранцы в Коле и Печенге, кроме местных товаров рыбы, рыбьего жира и мехов,—желали получать и продукты Москов­ ского центра: зерно, масло корс ье а растительное, кожи (телячьи), рыбий клей, а также дорогие сибирские меха, соболей и бобров. Весь этот товар и начал было итти на кольский рынок. Взамеи иностранцы предлагали сукна разных сортов, вина, медь, олово, и „всякий сухой товар" (вероятно пряности); да кроме того они платили за товары се­ ребром, в котором Москва очень нуждалась, не имея своего серебра — * —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz