Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
Лишним было бы подробно останавливаться на совершенно леном крупном значении большого портовогэ пункта на Мурманском побе режья и в деле обороны страны. Не предрешая вопроса о военно-мор ской базе на нашем севере, факт существования там большого торго вого порта, соединенного рельсовым путем с страной, уже создает благоприятный момент. Таковым представилось значение большого торгового порта на Мурмане *) еще до развязки мировой войны. В настоящее время, ког да в результате новой политической коньюнкуры Россия лиши ia ь р я да наиболее оживленно работаыних в международном товарообмене портов, когда между Россией и Заподной Европой возник ряд буфер ных государств, которые могут стать но крайней мере на долгое вре мя лишь посредниками в сношениях с Западом, н когда таким образом, Россия „повернулась лицом на север“— сорт на эт< м севере с выхо дом на океан, совершенно свободные or оков льда и от иностранного политического контроля, должен играть исключительную роль з нашем заграничном товарообмене. 11. Техначескне задачи осуществления по га на 1йурмаве. Переходя к техническим задачам, возникающим в связи с осуще ствлением порта на Мурмане, отметим здесь лишь самые основные как-то выбор места для порта, установление общего состава и глав ных размеров его устройств и современное состояние порта. С выбором места для порта связана история возникновения и осуществления самой идеи его создания. Первые предположения о таком порте относятся еще к сороковым годам прошлого столетия и исходили они от купечества наших северных губерний; эта инициати ва, чакже как и следующая, в семидесятых годах, были отклонены и заброшены. В ко аде прошлого столетия вопросом о порте па Мурмане заинтересовался бывший тогда министром финансов Витте, выдвигав ший Мурманский вариант против Либзвы. Как известно, разумному голосу его тогда не вняли, за что и поплатились в 1914 году. Однако, благодаря настоянию Витте, тогда же возник новый административный •) Си. В. Е. Ляхницжий. <Изыскания па Мурманском побережьи Северного Ледови того Океана, произведенные в 1914—1917 года* дли составления проектов глубокого торгового порта и рыбачьих портэв убеченщ*. 50-й вапуек трудов Отдела Горговыт портов Петроград 1017 г. — 195 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz