Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

— 194 зимой сообщения между Беломорскими портами и океаном, которое могло осуществиться лишь при фрахтах и страховых премиях военного времени. При таких условиях, совершенно исключительное значение большого торгового порта на Мурманском побережьи выступает впол­ не рельефно, независимо даже от изменившейся политической ситуа­ ции на побережьях Балтийского моря. Незамерзающий океан у Мурманского побережья обезпечивает навигацию круглый год, морские же пу^и, ведущие к этому побере­ жью из Западной Европы и из Америки, пролегают открытым океаном без проливов усложняющих, а под час и заграждающих доступ в остальные ваши м ря. Вопреки установившемуся обывательскому представлепиго о дельности Мурманского побережья от Европы и Аме­ рики, интересно отметить, что расстояния от портов Англии и Атлан­ тических портов западной Европы до Кольского залива составляют в среднем около 1600 морских миль, в то время как пути от них до Петрограда через Балтийское море имеют протежение около 1500 мор­ ских миль, т е в-его на 100 миль меньше, а расстояния от Северо- Американскнх портов восточного побережья до Кольского залива и до Петрографа- -приблизительно одинаковы—около 7500 морских миль. (’ сооружением Мурманской ж. д., связаеш й в 1916 г. сеть стра­ ны с берегом Кольского залива и с предстоящим осуществлением уже намечаемых к постройке же езнодорожных магистралей, подходящих к этой линии с востока, очередной задачей такого же порядку как и создание упомянушх путей, задачей государственной важности, от своеьременн го и достаточно широкого разрешения которой зависит успешны 1 ход наших внешних сношений с Западной Европой,—являет­ ся солруже!‘.ае в мсоте примыкания железной дороги к берегу океана устройства д ;я Очстрей передачи i рузов с воды на рельсовые нуги и обратно в виде оборудованного порта, достаточных размеров для гру­ зовых операции ближайш го времени и допускающего значительное раз­ витие в будущем. Этот порт, служа прежде всего а ^апортом для Архангельска в течение зимних месяцев, будет по приведенным выше причинам, ра ' ботать сам стоягельпо круглый год, нисколько пе умаляя значения Архангел! ского порта. Служа наряду с Архангельским портом, перз- даточг'ЫМ пунктом смешанного сухопутно морского пути за границу, связывающим примыкающую к морю железную дорогу с морским пу­ тем. торговый порт F‘a Мурманском побережьи, кроме ответственной роли в заграничном товарообмене, явится весьма важным и полезным впорным пунктом промысловой жизни всего Мурманского побережья, как для снабжении берега, до сих пор в течение половины года отре­ занного от миря, так и для сбыта внутрь страны нвобятных рыбных и зьериных богатств океан,»..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz