Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
— 194 зимой сообщения между Беломорскими портами и океаном, которое могло осуществиться лишь при фрахтах и страховых премиях военного времени. При таких условиях, совершенно исключительное значение большого торгового порта на Мурманском побережьи выступает впол не рельефно, независимо даже от изменившейся политической ситуа ции на побережьях Балтийского моря. Незамерзающий океан у Мурманского побережья обезпечивает навигацию круглый год, морские же пу^и, ведущие к этому побере жью из Западной Европы и из Америки, пролегают открытым океаном без проливов усложняющих, а под час и заграждающих доступ в остальные ваши м ря. Вопреки установившемуся обывательскому представлепиго о дельности Мурманского побережья от Европы и Аме рики, интересно отметить, что расстояния от портов Англии и Атлан тических портов западной Европы до Кольского залива составляют в среднем около 1600 морских миль, в то время как пути от них до Петрограда через Балтийское море имеют протежение около 1500 мор ских миль, т е в-его на 100 миль меньше, а расстояния от Северо- Американскнх портов восточного побережья до Кольского залива и до Петрографа- -приблизительно одинаковы—около 7500 морских миль. (’ сооружением Мурманской ж. д., связаеш й в 1916 г. сеть стра ны с берегом Кольского залива и с предстоящим осуществлением уже намечаемых к постройке же езнодорожных магистралей, подходящих к этой линии с востока, очередной задачей такого же порядку как и создание упомянушх путей, задачей государственной важности, от своеьременн го и достаточно широкого разрешения которой зависит успешны 1 ход наших внешних сношений с Западной Европой,—являет ся солруже!‘.ае в мсоте примыкания железной дороги к берегу океана устройства д ;я Очстрей передачи i рузов с воды на рельсовые нуги и обратно в виде оборудованного порта, достаточных размеров для гру зовых операции ближайш го времени и допускающего значительное раз витие в будущем. Этот порт, служа прежде всего а ^апортом для Архангельска в течение зимних месяцев, будет по приведенным выше причинам, ра ' ботать сам стоягельпо круглый год, нисколько пе умаляя значения Архангел! ского порта. Служа наряду с Архангельским портом, перз- даточг'ЫМ пунктом смешанного сухопутно морского пути за границу, связывающим примыкающую к морю железную дорогу с морским пу тем. торговый порт F‘a Мурманском побережьи, кроме ответственной роли в заграничном товарообмене, явится весьма важным и полезным впорным пунктом промысловой жизни всего Мурманского побережья, как для снабжении берега, до сих пор в течение половины года отре занного от миря, так и для сбыта внутрь страны нвобятных рыбных и зьериных богатств океан,»..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz