Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
способы заготовки мало практикуются. Между тем копчение рыбы и приготовление из нее жестяночных консервов сильно расширнло-бы рынок для ее сбыта и повысило бы доходы от промысла. Развит! е промысла предполагает рациональную его организацию, основанную на научно промысловом изучении водоемов и регулирова нии лога с принятием мер для возобновления рыбных запасов особен* но сильно облавливаемых водных пространств. Несоблюдение основных правил рационального водного хозяйства уже привело к тому, что в Олонецкой губ., несмотря на неиспользованность ее ротепцвпиальных возможностей, наблюдалось падение улова за последние 10—15 лет до войны. По данным Олонецкого губернского Статистического Комитета в 1898 г. в губернии насчитывалось 10 232 рыбака, в 1912 г.— 17.89G, в то время как доход с промысла упал с 178.000 руб. до 116.000 руб- Это об‘ясняется, во-первых, уменьшением лова, во вторых, увеличением доли малоценных рыб в общей массе выловленной рыбы; она до вой ны дошла до 90 проц. Известное значение имело, конечно, загрязне ние рек корою, отравлявшей рыбу во время сплава; главной же при чиной оскудения промысла был интенсивный лов наиболее ценных пород и недостаточный лов хищных рыб, развивавшихся на счет остальных. Между тем рыбный промысел играет весьма крупную роль в мест ной экономике. До войны рыбный промысел давал населению Олонец кой губернии 3,5 миллионов рублей в год, т. е. 60 npoif. дохода от земледелия ( 5,7 миллионов рублей). Севернее, в Кемском уезде, озер- нее и речнее рыболовство уступает по своему значению сельдяному наважьему, Мурманскому тресковому промыслу. Но на Кольском полу острове коронные его обитатели, лопари, черпают из озерного рыбно го промысла главные свои пищевые рессурсы. По мнению изсследова ■гелей Лапландии рыбный промысел для лопарей превышает по своем значению оленеводство. Для Мурманской ж. д. п для всей Северо-Западной Области зна чение р ы б н ы х богатств рек и озер района, по которому дорога прохо дит, состоит в том, что они могут дать большое количество продуктов, которые увеличат грузооборот дороги и снабдят население крупных центров, как Петроград, столь необходимою им белковой пищей. П. Пушкарев считает, что озера расположенные вдоль линии ж. д. могут дать для рынка по крайней мере 300.000 пудов рыбы. Но для этого необходимо привлечь несколько тысяч рыбаков пе реселенцев, организовать снабжение их орудиями лова н устроить в местах наиболее крупного лова предприятия по обработке рыбы путем засолки, копчения и консервирования рыбы в жестянках. -192 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz