Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
торговые ивозампы, голландцы и англичане, и вачался морской торг г иностранцами. До той поры русский отпуск заграницу шел через Нов* городско-Нсковский рубеж и „немецкие" гавани Балтийского моря G началом Ливонской войны Ивана Грозного дело изменилось. Когда Грозный овладел Нарвою (1558), у него родилась надежда упрочиться гам и завязать прямые сношения с Западом независимо от Швеции и Ливонии. Но неудачный исход войны не позволил осуществить эту надежду. В 1581 году Нарва была потеряна, а через два года Москва потеряла и все Финское побережье. Вся западная граница государства была закрыта для русских купцев, и торговое общение с Балтикой стало под недружелюбный контроль враждебных соседей. Да и б те чение всего боевого периода (1558—1583), если не считать торгового оборота Нарвской гавани, Москва не могла торговать через свою За* аадную окраину, на которой шли военные действия. Вот почему появ ление на русском севере торговых судов голландских и датских б Пе- ченгё и Коле и английских в устье С. Двины было для Москвы очень важно и приятно. В 60 х годах XVI столетия торг на севере сразу же достиг большого оживления. Каботажное птавание вдоль Мурманского берега существовало и раньше. Русские промышленники ходили в с о седние норвежские гавани: так, в Вчрдегусе бывал ПеченгскиЙ игумен Трифон с монахами его монастыря для торга рыбой, рыбьим жиром и другими товарами. В Печенгу и Колу в свою очередь заходили нор вежские суда. Но дело ограничивалось местным товарообменом. Когда же (в 156 1 г.) в Печенга и Коле появились голландские корабли, ког да англичане, а за ними и голландцы направились в Бел^е море, обстоятельства изменились Северные русские гавани на Мурмане в в Двинских устьях получили общегосударственное значение и связа* лись с центром страны. Торговые иноземцы устремились к столице с целью завязать прочные связи с русским рынком. Торговый агент Антверпенской компании Симон-фон-Салингсн вместе с членом этой компании Корнелиусом д<-Мейером предприняли одни из первых по ездку внутрь Моекэвского государотва, Они оделись в русское платье а отправились в самую Москву через Кандалакшу, Кемь, Онегу и Кар гополь. Туда они явились без всякого разрешения со стороны властей и тайком сыскали своего знакомого торговца „гостя-1 Степана Тверди- кова. (Так как) в это время (1566—1567 г.г.) в Москве уже действовала опричнина и шел политический террор, то Твердиков выпроводил при езжих, пе об'явив их влястям. Они отправились в Новгород. Мейер Оттуда поехал в Нарву, а Салинген задержался в Новгороде, торговал гам жемчугом и драгоценностями и затем благополучно вернулся л Колу на свой корабль. Эга любопытная частность показывает, как быстро иностранцы освоились с новою для них страною и как к сущ ности мало было припятствий для передвижешш по огромным прост ранствам Московского государства. Одинаково и англичане, попав на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz