Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

режья Белого моря, из Кемского и Онежского уездов, до 4.000 помо- ров, временных мурманских промышленников. Сопоставление общего количества ловчов на рыбных и морских звериных промыслах на про­ тяжении всей Архангельской губ. и промышленни iOB на Мурмане дает такую картину: Всего занято В тпм числе промыслом. на Мурмане. 1904 г. . . . . 30 646 3.331 1908 „ . . . . 33 737 3.402 1913 „ . . . . 28,421 3.6<)7 1914 ., • • . . 34.056 3 499 1921 „ ■ . . . н. св. 2.2R7 Общие уловы Мурмана: 1882 г....................................... 991 620 пуд. 1890 „ .................................... 486 159 „ 1895 „ .................................... 799 325 „ 1900 „ .................................... 464.006 „ 1905 „ .................................... 296.809 „ 1910 „ .................................... 391.000 „ 1911 „ .................................... 366.000 „ 1912 „ .................................... 476.234 „ 1913 „ .................................... 530.478 „ 1914 ( .................................... 231.267 „ (в том числе добыто русскими траулерами 21.479 пудов). 1915 „ .................................... 163.963 пуд. 1921 „ ок................ ... 120 0^0 „ (по оффиц. свед. 173 245 пудов сырпа). Наш очерк рыбных промыслов Мурмана будет не полон, если мы не коснемся вкратце траллового лова, возникшего лишь в недавние годы и имеющего все шшсы впоследствии достигнуть мощного раз витин. Возможность траллового промысла была установлена первона­ чально в районе канинских банок Мурманской Научно-Промысловой Экспедицией еще в 1899 г., однако использование этого открытия бы­ ло осуществлено иностранцами, в частности англичанами. Русские рыбопромышленники приступили к делу значительно позже и в гораздо более скромных размерах. Под словом траллоьый промысел подразумевается лов рыбы особо приспособленных нар >ходов—траулеров при помощи своеобразного невода, оттертрала, расправляемого в воде двумя распорными досками, влекомыми за пароходом на двух толстых стальных тросах. Няйдя под­ ходящее для работы место, с ровным дном, овободным от значительных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz