Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
ском берегу в XV' веке. Она быстро преуспевала: в Н70 году мона стырь получил от Знаменитой Марфы-Посадиицы вотчину между темн же реками в Кашкаранцах, а затем приобрел несколько новых участ* Ков иа Варзуге, Умбе и на Песьем наволоке. В 1491 г. у „старцев Со ловецкого Монастыря" в Варзуге—волости была уже церковь чудотвор ца Николы. Такого рода отдельные упоминания свидетельствуют о существовании на Кольском полуострове боярских и монастырских заимок на пространстве всего XV’ века. Но более энергичная колони зационная волка прилила на полуостров несколько позднее—в XVT столетии, после падения Новгородского государства и боярской власти, когда на север вернулось свободное крестьянство из Обонежья и Каргопольских мест. Н а Терском берегу возникают в эго время срав нительно людные крестьянские волости—Варзуга (с 124 дворами) Уаба, Порья-губа, Кандалакша. В эту же пору русские люда прони кают и далее Терского берега, на Мурман, даже в Норвегию и ходят промышлять на р. Тану „рыбу ловити и жемчугу копати“. Область р. Таны была в совместном владении датского и шведского королей и русского царя, п русские люди в 1559 году жаловались царю, что их „датские немцы" притесняют и не пропускают мимо своего „при • ездиого городка Варгава" (Вардегуза) на р. Теную (Тану}: „а та, го сударь. Теная—река твоя государева вотчина“, и живут па ней ло пари, „а тебе, государю, те лопняпе дань дают и датскому королю, и t венскому королю". H i этой лопской дани, взимавшейся Москвою из давна, у русских людей выросла уверенность, что „от Двины до горо да Варгаса земли и воды мсконивечно наши, Российского государства- а не Норвецкого королевства; а только сыскивать старины, как было изначала, лет за триста и болыпи, ино и город... Варгав... поставлен иа нашей царского величества земле*.Так писал царь Михаил Федо рович в 1620 году, уверенный, что „то место, где поставлен Варгав, исстари была наша вотчина". „Сыскать®, что было па Мурмане „за триста лет и больше" до XVII вена, конечно, невозможно, но оседлое пребывание там русского населения еще в начале1XVI столетия уста навливается прочно. В 1526 г. была уже православная церковь в Кан далакше, в J532 г. стали церкви в Коле и Псченге. Около последней в Печенгской губе возник‘монастырь, „а почали его строить еще при великом государе царе и великом князе Василье Ивановиче всея Руси „(то есть до 1533 года)1. Кроме того наметились поселки у „Бориса и Глеба" на Паз-реке, з погосте Мотоцком и становище Кола в Коль ской губе, на устьях р. Колы и р. Туло*ы, где вскоре был устроен первый укрепленный на Мурмане город. Вся эта группа начальных Мурм ihckhx поселений имела сообщение между собою, во первых, мо рем вд< ль берега (и этот путь считался, смотря с востока на запад, „правой" стороной или рукой), а во вторых, берегом— „по левую сто рону, по суше, по волокам". Морем приходилось пользоваться потому
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz