Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

— 170 — можно проияводить и в пути. Но очевидно, что для наживления неоколь- ких тысяч крючков, все-же требуются целые часы. Выставив ярус лов­ цы обычно прицепляются к кубасу и, в ожидании времени извлечения орудия из воды, укладываются спать. Зато, если загудит ветер, захо­ дят волны,—приходится спешно выбирать снасть и бежать к берегу, торопясь укрыться от шторма в становище В это время с берега вы­ ходят в море спасательные боты для оказания помощи нуждающимся и для отбуксирования терпищих бедствия. Непостоянство погоды при несовершенстве судов имеет часто решающее значение при производ­ стве лова. Мы постоянно принуждены поекращать ловлю и тратить время на излишние пробеги в становище, когда норвежец на <воем палубном боте, зачастую снабженном моторным двигателем, может спо­ койно оставаться в море и продолжать работу. Выборка яруса в лодку занимает 2—3 4 ica и производиться тягой вручную. Норвежцы и в этом отношении шагнули вперед, пристраивая для тяги особые неболь- шиз шпили и тем значительно облегчают и ускоряют тягу. Папавшую- ся рыбу сильным взмахом форшня стряхивают в лодку. Добытая рыба ныне1, при государственной монополии ва Мурмане, сдаваемая в казенные прием ные пункты, прежде продавалась скупщи­ кам, но характер заготгвкя остался Неизменным. Вернувшись с лова после утомительной работы и долгого перехода, ловцы должны пообе­ дать, немного отдохнуть, и лишь после этого принимаются за чистку рыбы. Таким образом часто в разделку рыба идет уже полежавшая несколько времени, что не может не сказываться на ее качествах; это особенно касается рыбы, д бываемой на поддев, когда приходится про­ быть в море порою 2—3 дня. При разделке трески и пикши первона­ чально отрубается голова, в большинстве выбрасываемая вон, хотя из нее можно было бы путем сушки и размола, как это имеет место в Норыегии, готовить удобрительную муку. Тело пластуется, внутренго- сти выбрасываются вон, а печень (макса, или воюкса) собирается отдель­ но; последняя идет не только на вытопку жира, но и составляет излюб­ ленное питательное вещест о на севере. Уха с воюксой или рыба под­ жаренная в максе велико еины. В отличие от голландского способа резки, у нас при „шкерании“ рыбы позвоночный столб не \даляется. Разделанная рыба никогда не обнывается; кровянные сгустки, остат­ ки пищи из кишечника, особенно неопрятные у пикши, у которой же­ лудок переполнен зеленоватой кашицей, (охраняются на рыбе и при­ дают ей вместо снежной белизны желтоватый отенок. Принимая рыбу, скупщики засаливают ее иди в больших бочках- трещинках, не держащих рассола или чаще, даже непосредственно в трюме судов, укладывая рыбу штабелями и обильно пересыпая ее солью. Образующийся рассол с иабыткоы соли стекает в трюм и время от времени выкачивается за борт, как прямой отброс. При ее засоле не соблюдается никаких гигиенических правил, от взаимного давления, 1 В ны,тоя)цег, время ва МЧрмапе он* отменена.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz