Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

ствием творческой инициативы п скромными размерами, при несомнен­ ной грандиозности наличных рессурсов. Кустарничество— вот отличи­ тельная черта Мурманского промысла. И не маяо потребуется времени и анергии, чтобы вдохнуть новую жизнь в эту дремлющую окраину. Усилепие колонизации побережья, правильнее повсеместное сообщение, а главное приток капиталов, введение усовершенствовший в технике лова, заготовка продукта и обслуживание промысла—в несколько лет способны изменить промысел до неузнаваемости. И в наше время Мурманский лов производится так же, как он производился целыми столетиями раньше; и ныне основой промысла служит ярус и открытая безпалубвая лодка. Длп производства лова промышленники выезжают на 20—30 и бо­ лее верст от становища. Нет надобности указывать, что качества про­ мысловых судов играют выдающуюся роль, и улучшение их неизбежно вызовет увеличение интенсивности промысла. В промысле применяются вшяки, елы, частью корпасы, и сравнительно редко палубные бота. Еще недавно преобладавшая на Мурмане шпяка представляет собою крупную открытую лодку, груз шод‘емно< t j ю в 200 - 300 пут , построен­ ную из толстых досок, сшитых между собою бичевкой. Если за нее го­ ворит ее относительная дешевизна и чрезвычайная прочность (может служить до 18 лет), выносящая постоянные толчки о камни, за то мо­ реходными качествами она не обладает вовсе: на веслах она крайне тяжела, на парусах—Hecho-. обна идти круто к в тру. Неудивительно, что несмотря на консервативность наших поморов, шияка все же по­ степенно выходит из '’потребления и вытесняется норьожской елой. Ела представляет собою уже значительный шаг вперед, но все-же нельзя не отметить, что эго тот тип лодки, от которой Норвегия уже отказывается; этим и об'ясцяется быстрый рост количества ел у наших промышленников, которые имеют возможность покупать старые елы у норвежцев, переходящих на более усовершенствованные суда. Елы строятся из тонких досок с железными креплениям i и, в зависимости от размеров, имеют грузоподъемность от 00 до 4-50 пуд. Небольшие елы имеют один парус, средние (отрины) и крупные (фембурины) не­ редки с двумя мачтами и даже небольшой каютной. Суда этого типа снабжены килем, отличаются легкостью, быстроходностью и довольно высокими мореходными качествами. Но пока в е они являются безпа- лубными. Свежий ветер, разводящий крупную океанскую волну, не го­ воря уже о шторме, заставляет рыбаков бросать лов и спешить к бе регу, теряя безцельн) много дорогого промыслового времени. Переход промысла к хорошим палубным судам, если но моториоиарусиым, то хотя бы к парусным, позволит выдвинуть лов дальше в открытое морс, удлинить возможность каждого рейса и позволит использовать выпада­ ющий весенний и осенний периоды. Таких вполне мореходных судов у нас, пока еще, ничтожное количество. Применяемые еще корбасы, т е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz