Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

168 так и русским правительствами, в связи с деятельностью датских крей­ серов, захватывавших кораб.ш с рыбой, возвращающиеся с Мурмава,— не могли не отраз ться губите 1 ьным образом на промысле. Не ограничиваясь промышленной деятельностью в прибрежнгй области, русские предпринимали также и далекие походы: они хояипи аа зверем на Медвежий остров и даже на Шпицберген, ила Грумант, где находилось до 25 русских станов и работаю в конце XVIII века до 270 ртсских судов с 2 200 человек команды. Даже тот северный мор­ ской путь на Обь, над изучением коего так -много и столь успешно потрудились в последние десятилетия, был прекрасно известен нашим помпрам. Как свидетельствует Мауро Урбш;о, итальянский писатель начала XVII века, был отгрыт русским приблизительно за 107 лет до него остров Нивдя Земля, ..обитаемый славянским народом и подвер­ женный вечной сту 1 е и мор :у“. Голландская экспедиция Баренца в 1594 г. нашла в бухте Мучной Новой Земле 3 дома, б кулей ржаной муки, обломки русского судна, а Най в тоже время встречал русские суда между Колгуевым и Печерои. На карте Исаака Мааса (Амстердам, 1612 г ) уже указывается сибирский морской путь через Карские во­ рота по Ямалу в Тазовскую губу, где в ХУП веке был построен город Мангазея, производивший крупные торювые обороты. Указы царя Ми­ хаила Федоровича и 16!б г о запрещении вывоза товаров из Обского бассейна и в 1620 г. о воспрещении русским плавания морем в Сибирь под страхом смертной казни надолго убилн мореходство по Сибирскому пути, который пришлось вновь открывать и исследовать в конце XIX и начале XX столетий. Петр Великий, быстро оценивший значение севера для России- приникает меры для нормального развития промыслов. Уже в 1691 г, он отменяет сборы с промышнечваков и прекращает самовольство стрельцов: чкольеких целовальников и стрельцов на Мурман не посы­ лать, так как ими чинятся великие (.биды и раззорения Мурманским промыслам*. Попытка ввести откупную систему не дала положитель­ ных результатов, и, по мысли Петра, из Голландии выписываются ин­ структора посольщики и разрешается 'свободный привоз соли из за граиицы. Первая половина XIX столетия, ознаменованная войнами с Пантеоном и Севастопольской Кампанией, явилась периодом упадка Мурманских промыслов. Английские и французские крейсера громили наше побережье и захватывали наши промысловые суда. Плавания к Шпицбергену н Новой Земле прекратились, а позже уже не возобно­ вляли^ г. прежних размерах; сократилась торговля с Норвегией и упал рыбный промысел. Лишь в 70-тых годах прошлого столетия начинается новое пр > 6 у.кдение Мурмина, так и но достигшего в своем развитии надлежащей кульминации. Всякому обращавшему внимание на карты севера, невольно броса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz