Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

Рыбные и звериные промыслы севера. Q/патья Е. К. Суворова. Если о^щая история являет нам картины постепенного развития силы, могущества и экономической мощи государств с последующими затем моментами упадка и регре«са, то подобную же аналогию можно проследить и на отдельных частностях, на отдельных отраслях хозяй­ ства. И далее обращаясь к обзору рыбного промысла в пределах преж­ ней Аохангельской губернии, мы мо 1 ли бы нарисовать картину его роста, его так сказать героического периода, сменившегося затем пе­ риодом застоя и упадка. В настоящее время мы не можем похвалиться постановкой наших видных промыслов ни в количественним, ни, тем более, в качественном отношении, а было время, когда у нас учились рыболовству наши соседи, норвежцы. Целью настоящей статьи и яв­ ляется желание показать не столько то, что дает нам рыболовство севера в настоящее время, а го, что оно может и должно давать при благоприятных условиях. Период со средины XVI до средины XVII столетий можно считать расцветом морского рыболовства. Еще в 1774 г. согласно рапорта дат* ского губернатора в Финмаркете, Фпельштедта, русские были лучшими промышленниками, чем норвежцы, и добывали рыбы больше, нежели подданные короля датского. Такому развитию промысла не в малой степени содействовало об'явлевие на севера в 1502 г. порто франко- За рыбой приходили корабли из Англии, Шотландии, Голландии, Н ор ­ вегии. Рост торговых оборотов побуждает д 1 тчан владевших тогда Н ор ­ вегией, устроить в Варде таможню для сбора пошлин с судов, шедших на Мурман. В свою очередь н русское правительство учредило в 1646 г. таможню в Коте и стало -обирать пошлины на рыбу и сдавать и омы- ела на откуп. Насколько были развиты тогда северные промысла, можно судить потому, что па Мурмане, в конце XVI века, по иностранным источникам чуть ли не преувеличенный, промышляло 7.426 русских лоаок. Но словам Яна Гугейпа, участника экспедиции Баренца, в 1594 г. Мурманский берег был густо заселен, так что становища издали при­ нимали за целые города. Ограничительные мероприятия, предпринимавшиеся как датским,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz