Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

159— пудов. Суточная производительность домны била в 4 раза выше, чем у старых казенных заводов. Главным образом завод базировался на Туломозерском месторождении железного блеска, где запас руды самим обществом „Сталь“ исчислялся в 6 Г 0 миллионов пудов, ко также раз* рабатывалис-ь болотные и озерные руды. Саражинский завод основан близь города Вытегры в 1874 году для выплавки чугуна из глинистых железняков к других залежей руд в Вытегорском у'-'зде. Ведение д е л а Гыло безхозяйственно, j - я в о д в пер­ вый же год потребовал расходов на 600.000 рублей и был закрыт за отсутствием средств. Оглядывая в общем и целом деятельность бывших в Олонецком крае чугунно-плавильных заводов видим, что судьба их большею часл ю однообразна— большинство было закрыто по недостатку средств,— како­ вы Саражинский, СвятнаЕОлецкий, Сеговецкий и Туломозерский, при­ чем однако вместе с недостатком средств обычно сказывается нехо- зяйственность в устройстве и ведении дела, технические промахи и недостаточная осмотрительность в выборе места и оценке условий деятельности завода. Судьба Видлицкого завода была иная, средствами он был обеспе­ чен и оборудован превосходно, но в некоторые годы чугун его оказы­ вался в Петрограде дороже привозных с юга и с Урала, и завод не мог конкурировать с ними. Очевидно, следовательно, что должны быть серьезно обсуждены условия экономической выгодности производства Олонецкого чугуна. Прежде всего надо скапать, что значительное удо- рожание его являлось следствием отсутствия в крае жeJ езных дорог. С проведением Мурманской ж. д. и с возможностью устройства в ней под'ездных путей, эго условие уже значительно улучшилось. Равным образом Мурманская дорога дает возможность лучших предварительных изучений всех условий деятельности заводов. Вторым условием является упорядочение заготовки топлива пу­ тем использования для него лишь отбросов, сухостоя и ф!утника, ка­ ковых при лесном хозяйстве получается до 50и|°, при этом строевой и поделочный лес должен быть предназначен к вывозу в Петроград или на внешний рынок. В практике работы частных заводов мы не раз встречаемся с выгодной эксплоатацией ими отведенных им лесов Вме­ сте с тем углежжение должно вестись более усовершенствованными способами, что кроме увеличения выхода угля даст возможность улов­ ления газообра: ных и жидких побочных продуктов. Далее должно быть обращено серьезное внимание на удешевле­ ние добычи руды путем постановки рудососов. Наконец, должна быть использована в и д н а я энергия края, его белый уголь, что даст возможность механизации подачи материала и дешевую энергию для приведения заводов в действие. Дешевая водиая сила может дать и выгодность электрической

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz