Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
бы иначе, если бы обследование Сегозера показало достаточные запасы в нем руды, хорошей по качеству и расположенной удобно для добычи. Вид.тцьий чугунно-плавильный завог>, основанный в 1896 г., обществом Путиловских зав> дов, был крупнейшим частным заводом края, хорошо задуманным и прекрасно оборудованным. Расположен он был в 2-х верстах от Видлицкого погоста, при устье реки Видчипы. Завод начал свое действие на привозной финляндский горной руде. К ней прибавлялась м стная озерная руда, сначала в количестве около 25>, а позднее до 70%. Озерная и болотная руда доставлялись на за вод окрестными крестьянами с ближайших рудных мест. На заводе были устроены 2 доменные j е«и с горячим дутьем, производительно стью в 1500 2000 пудов чуг на в сутки Зивод был отлично оборудован. Количество рабочих в нем колебалось от 150 до 320 че;;о;.ек. Работал он периодически и остановлен окончательно в 1909 г., при чем обо рудование его было распродано и в ы в е з е н о , о чем пришлось пожалеть в минувшую войну, когда вопрос о транспорте чугуна с юга России и Урала и недостаток чугуна стали остро перед всеми заводами Петро града. Наибольшая выплавка была в 1905 году—544.028 пудов чугуна и в 1908 г.—517 732 пуда. Что касается финансовых результатов, то завод быт закрыт вследствие невыгодности производства: в 1908 г. себестоимость чугуна опр<делялась в 95 к о п . ва луд В эту цену входили— стоимость угля 20,21 коп, руды—42,23 к. флюсы—1.3 коп Рабочая плата, администра ция, общие расходы, налоги и проч. 24.71 коп. и лоставка чугуна в Петроград на Путиловский завод 6,55 коп. Всего 95 коп. пуд, в то время как рыночная цена чугуна в Петрограде бы а 67 коп пуд. Но надлежит отметить при это\т, что в деле были технические и хозяйственные промахи: а с другой стороны—н (разрывно с заводом действовало Видлицксе лесное предприятие, обусловленное действием завод» и дававшее значительный доход. Тулом ’зерскии завод Первоначально был построен еще r 1872 го ду Северным Акционерным Обществом, но вскоре остановлен по недо статку средств В последствие он был куплен А пионерным Обществом „Сталь1, которым отстроен вновь и пущ-н в ход в 18 9 г , а в 1902 г. закрыт по недостатку средств. Самая п стройка заво ta велась весьма безхозяйственно, делались крупные ненужные расходы, часто с дутыми записями по книгам, и в то же время были чехниче кие промахи; так, чертежи доменной печи были заказаны в Германии, где и составлены применительно для работы h i коксе, а когда Нг.чь была выстроена, пришлось вновь переделывать ее для плавки на древесном угле. В общем трупный основной капи тал общества был израсходован большею частью бесцельно, и дело вскоре стало, а все имущество завода ра с продано на слом. Всего им выплавлено чугуна в 189У-1902 г. г.—5i8.866 - 158—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz