Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

Если теперь перейти к деятельности частных ааводов, действи­ тельно бывших в крае то можно не останандиваться на деятельности когда то бывших в XVIII веке и в первой половине XIX веьа заводов, о деятельности которых мало известно и которая проходила еща во времена крепостного нрава. Из заводов второй половины XIX века на­ до вазвагь: Святонаволокскьй завод, в Повенецком уезде, на берегу Пальозе- ра. Он построен в 1875 году товариществом на вера „Кн. Белосель- екий, Родоконаки и К о " в 100 верстах от Петрозаводска и в 25 вер­ стах от Кондопожской губы. С самого начала его деятельности обна­ ружилось, что место для него было выбрано неудачно и неудобно во всех отношениях, руда оказалась качеством ниже предполагавшегося и содержала только 30—32°/° железа. Пути сообщения отсутствовали, а сама руда была довольно далека от завода, подвозка угля была так­ же дорога, и, наконец, вывозка чугуна и доставка его в Петербург были затруднительны (так как приходилось до берега Онежского озера проходить три озера и три сухопутных перевала, т. е. делать три пере* грузки). Рместе с тем Т-во предпочитало лесной материал, получаемый из отведенных ему казной лесов, обращать прямо на продажу, чем на плавку чугуна, чей вызвало расторжение казенного контракта. Вся деятельность завода свелась к небольшой выплавке чугуна, и в 1876—78 г. г. завод был остановлен, В 1890 году завод перешел в ру- ки новых владельцев. Сеговецкий завод, на северо-западном берегу Сегозера, в З —4 вер­ стах от берега, у водопада Сеговеп, мощность до 700 лошадинных сил, начат был постройsoft в 1895 году. Место завода, по многим отзывам, было выбрано удачно, и рудой завгд был обеспечен надолго, с 10 близ­ лежащих озер, с средним содержанием железа до 40 1°, причем руца обходилась на заводе в 411 а коп. пуд, тогда как на Святонаволокском— 6-8 коп. пуд, и эта цена, кроме того, при улучшении путей сообще­ ния и организации механической добычи, подавала надежду значитель­ но уменьшиться. Для топлива заводу была отведена громадная Падан- ская дача, флюс,— в изобилии, и водяной силой завлд был опеспечен вполне. У О -ва были лучшие намерения к развитию дела и оно пред­ полагало широко развить отливку изделий, чтобы стоимость перевозки падала на них, а не на дешевый чугун, но не хватало средств, и в 1900 году оба завода Святонаволоцкий и Сеговецкий были закрыты, шплавив за 1897-1900 годы 276.364 пуда чугуна. Ее 1 н теперь поставить вопрос о целесообразности восстановления деятельности Сеговецкого завода, то вопрос этот далеко не ясен и скорее, невидимому, может быть разрешен отрицательно. Запасов руд вблизи завода нет н добыча иа малых озерах представляет затрудне­ ния—неьыгодностью постановки па них рудососов. Вопрос разрешался — 15 ? —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz