Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

Когда чугунные орудия стали отживать свой век, то и деятель­ ность Александровского пушечного завода стала сильно сокращаться, перейдя лишь на изготовление чугунных снарядов, и наконец решено было его переустроить в стале литейный. Перестройка, производя щаяся в начале 90-х годов, закончилась в 1904 году и совершенно преобразовала з^вод, поставив его на боль­ шую техническую вьсоту; число рабочих перешло за 1000 человек и завод был оборудован отличш йшиии станка*и и пр<С(ами, центрально- электрической ставший с тремя турбиььми и подЧздноб конво-желез- ной дорогой. Чугуном завод пг-рЕОвапильпо пользовался своим, выплавляя его в первой полов: не X IX века до 150 тысяч пудов, а затем пользовался чугуном с З х Олонщких казенных завод' в. Однако фосфоритность этих последних и неудовлетворительность для отливки высокопробных сна) ядов заставляла прибегать к добавлению 50% привозного ураль­ скою чугу! а. Надлежит укьзьт), что в то время как первые три заво­ да работали исключительно на дреьеснсм угле, Александровский завод в 1907 г. вводит плавку на коксе. Если тепе рь, прежде ч<ц перейти к деятельности заводов частных предпринимателей, остановиться ьа обших условиях работы казенных чугунно-плавнльных заводов, и на причинах их упадка, то мы прежде всею, конечно, должны назвать согершеьно исключительное по уста­ релости оборудование и нехозяйстве иное ть в ведении дела. Очень выпукло говс рит об этом нр'ф . В. Н. Липин в своем до­ кладе на Северном СЧзде в мае 1920 года. „Коку случалось посещать эти заводы, тот отлично знает то впечатление, которое ови произво­ дили на свежего техника. Входя в завод он переносился в область истории или археологи и делался очевидцем состояния технического дела в период, предшествовавший лет на сто тому времени, когда он учился И вот такие то заводы должны были работать и давать деше­ вый чугун. Просмотр результатов их действия хотя за несколько лет ясно показывает не только нерациональность, но прямо дикость рабо­ ты при таких условиях". Но не только казенная рутина и устарелость оборудования и все­ го устройства были причинами прозябания казенных заводов, скорее сами эти причины вызывались основными условиями края и той обста­ новкой, в какую была поставлена их деятел! ноеть. Прежде всею получение ими сырья было ограничено "йамым спо­ собом его добычи в ручную, которая могла производить* я лишь крестья­ нами ближайших к озерам деревень, чтобы не тратить безцельно вре­ мени на выжидание благоприятной для работы погоды. Поэтому расширение заготовки сырья могло бы вестись лишь пу­ тем увеличения радиуса заготовки с привлеченном к работе крестьян дальних деревень, т. е. путем значительного удорожания возки. Следо'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz