Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
3 ,ю только ..с вужею: еашли мхп и озера и перевозы через озера мно г и е д и в путь на восток, по р. Оыегу, шел от озера рекою Водлою; этим путем *нхоД!*ли на р. Онегу пониже Каргополя и по Онеге на* аравлялись к морю, или по р. Енице добиралис ь до С. Двины. Другой— путь нг^ш&хок^направлялся от низовьев р Вытегры по волокам к "озГ^аче и к Каргополю, откуда открывались ужа торные пути на Дви ау в ч морю. От северной оконечности Онежского озера, ог вынет него Повенца, через Латкояеро, шли пути з „За нежские погосты* па реки Выг, Суму и Нюхчу прямо к берегам Онежской губы. Наконец, от старинного Новгородского городка Карелы (Кексгольм) был путь г „Лоаскзе погосты1* и „дикую лопь*, то есть на северные берега Онежского озера, а оттуда на Карельсвий берег Белого моря. Такими именно Путями Н( вгородцы добирались до заветных берегом Беломор ских, где надеялись найти желанную добычу—рыбу, соль,. м«ш и вся кого „морского зверя". Почин и руководство в колонизационном движении Новгорода на север принадлежали верхним слоям новгородского общества—боярству .житьи;.: людям“. Чтобы ясно представить себе эту роль новгородской арата, надо знать, как вообще слагался кругооборот новгородской торговли. Новгород для своего торга ничего, или почти ничего, не добывал и не производил на собственной почве. Он был только тор говым посредником между своими соседями, извлекая для себя пользу из сомого посредничества. Если представить себе дело б простейшем его виде, то можно сказать, что новгородцы добытый имк на севере, в Поморье, т* вар предлагали „заморским немцам", а товар, полученный в обмен от немцев, отправляли на ру- ский юг и юго-восток* н за него оттуда получали воск и xi©6. Самый Новгород при этом играл роль главнейшего рыночного пункт*, на котором сходи ш ь товары почор» екие немрцкие и русские и на котором совершались все важнейшие сделки. Доставка товаров с далекого севера по трудным путям, га а еамая д >быча их на севере требовали больших стредств и твердой организации. Обороты с иноземными покупателями, хорошо в свою очередь организованными, нуждались в покровительстве новгородской власти. Мелкому промышленнику и торговцу было бы ив по сила» вести в одиночку добычу, доставку и продажу мллых партий това;а » условиях того времени, когда приходилось вооруженною рукою удер- живать за собою места промысла и пуги сообщения на диком инород ческом севере, когда были надобны громадные усилия для возки трвгров по болотистым и лесным волокам и порожистым рекам, когда на сам<*м новюродском рынке русский купец встречал ловких и хитрых торговцев „немцев", крепко разумевших свой интерес и сточенных тесной взаимной связью В таких условиях только экономически силь ные и политически влиятельные люди, могли предприним ть поездки на север, на ямореи, и основывать там поселки и промысла- По цока*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz