Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

- 13 (> Торф. Заболоченность местности в районе западного побережья Белого моря послужила причиною большого pacnj остравения торфя­ ных болот вдоль железной дороги. Мощность торфяного покрова до­ стигает местами 2-3 аршин. Для выяснения запасов торфа и возмож­ ности наиболее рационального использования его залежей в местных условиях необходимо подробное обследование их, но уже и сейчас можно утверждать, что запасы его колоссальны и заключают в себе громадное количество тепловой энергии. Белый ухоль. Наш краткий очерк был-бы не полон, если-бы мы не упомянули о грандиозном запасе живой силы, которую скрывают в с бе быстрые реки Беломорского побережья. Общий запас энергии многочисленных водопадов и порогов рек нашего района по новейшим данным определяется более чем в 1,5 миллионов лошадиных сил, при­ чем мощность падения отдельных рек достигает весьма солидных раз­ меров. Т«к средняя мощность Нижнего Выга определяется в 239000 л. с., Ьеми—381000 л. с., Нины—267000 л. с., Ковды—167С00 л.с и т. д. Жемчуг. Б заключение кратких сведений об естественных богат­ ствах района, тяготеющего к Беломорскому участку Мурманской жел. дор. не лишнее упомянуть о древнем промысле, составлявшем в ХУН- ХУШ веке значительную статью дохода местных жителей,— это ловля жемчуга. Жемчужные раковины водятся почти во всех быстрых реках Беломорского района, но наиболее известными по добыче жемчуга'яв- ляются реки Кереть, Кемь, Умба и Варзуга. Насколько значительным был ранее этот промысел, видно из того, что в конце ХУ1П столетия из Архангельской губ. вывозилось жемчуга па 181 520 р. в год; к кон­ цу X IX столетия местные жители, отвлеченные рыбными и отхожими промыслами, почти оставили эту добычу, а в начале XX столетия до­ быча опять несколько повысилась. Так по р. Варзуге было добыто в 1913 г. жемчуга на 10 12 тыс. рублей. Из всего вышеизложенного ясно значение тех горных богатств, какие скрыты в недрах нашего севера. Они ждут Лредприимчаьых людей, которые оживят край и позволят в полной мере использовать его естественные производительные силы. Проведение Мурманской жел. дор. дало первый толчек к пробуждепию интереса к русскому северу. Будем надеяться, что этот интерес не заглохнет и будет все шириться и расти. IV. Мурманский участок Мурманской жел дор. от Кандалакши до Мурманска. Кольский полуостров, составляющий по-ледпий большой участок Мурманской жел. дор., представляет довольно высокогорную страну

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz