Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

— 135 Однако работами русских геологов сейчас зафиксировано свыше 30 отдельных месторождений мусковита великолепного качества, как по его физическим и электротехническим свойствам, так и по круп­ ности слюдяных пластин. Из числа этих месторождений отметим Лоукское озеро близь с. Кереть, где сосредоточено около 10 древних слюдяных выработок, в которых пачки мусковита достигают 3 4 дюймов в диаметре. Такое-же богатство слюдою представляют окрестности Пулонгских озер, с. Ну- дужемье к западу от Кеми и Выг островское месторождение в 12 i ер- стах к юго-востоку от ст. Сороки. В последнем месторождении пла­ стины слюды достигают особенно крупных размеров, до 0 ,Г> метра в поперечнике. Эксплоатация Беломорских слюдяных месторождений при пра­ вильной постановке дела сможет не только с избытком покрыть годо­ вое потребление г. России (около 10.000 пудов), но и дать первосорт­ ный материал на заграничный рынок. Полевой шпат. Наряду со слюдою в пегматитовых жилах Бело­ морского побережья встречаются в огромном количестве чистые и вы­ сокосортные полевые шпаты. Запасы их здесь, можно сказать, неис­ черпаемы и они вполне могут обеспечить на много лет потребные дл.ч русской керамической промышленности 4 миллиона пудов в гол, кото­ рые ввозились к нам из заграницы, и дать ценный материал для внешнего экспорта. Весь район Мурманской жел. дор. от Кеми до Кандалакши представтяет из себя область широкого рас пространения полевошпатовых жил, достигающих до 10 метров мощности и обнажаю щихся часто на протяжении свыша 100 метров. Из наиболее крупных полевошпатовых месторождений отметим: Оленин о. в заливе Чупа с запасом до 1.5 миллионов пудов, Хнто-вара ку и Луокское озеро близ Керети, Панфилову; вараку близ деревни Черноречья, Каркали близ с. Подужемья с запасом до 5 миллионов пудов, Выг-островское месторождение с запасом до 1 миллиона и др. Строительны^ материалы. Что касается каменных строительных материалов, то весь район, по которому пролегает железная дорога, богьт весьма разнообразными сортами мелкозернистых гранитов, гра- нито-гнейсов и других изверженных порол, вполне пригодными для различных строительных целей. Ледниковые отложения дают громад­ ные скопления валунных песков. Кирпичные глины также известны здесь в достаточном количестве. Они встречаются главным образом в устьях и долинах рек и заливов, представляя мощные залежи зелено­ ватых или сероватых, вероятно иолдиевых отложений. Из месторождений, уже имевших практическое применение и дававших сырье для ряда кирпичных заводов, отметим выходы глин в Сороках, Кеми, в губе Чупа, у дер. Чернореченской и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz