Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

немного севернее Надвоицкого рудника. Начиная отсюда и до Канда' лакши она идет вдоль западного берега Белого моря, то приближаясь, то отходя от него. На всем этом пути (Беломорский участок) железная дорога перзсекает холмистую местность, изрезанную озерами и горны­ ми реками, с перемежающимися болотными низинами и лесистыми хол­ мами, по местному—„варанами". Геологическое строение местности скрыто под моховым покровом, н лишь оглаженные ледниками морские берега и отдельные пункты в глуби страны обиажаюг породы, слагающие весь этот район. Если не считать мощных валунных наносов и песков, отложеных некогда царившими здесь ледниками, то основную часть в строении описываемой местности слагают гнейсы и гранито гнейгы, с прорезы­ вающими их крупнозернистыми пегматитовыми жилами— источниками добычи ценной бел< й слюды и незаменимых в фарфоровом производст­ ве полеьых шпатов. В подчиненных количествах встречаются к югу от с. Парандово кристаллические сланцы и сильно измененные зеле­ нокаменные породы, аналогичные диабазам и порфиритам Олонецкой губ., к которым приурочены месторождения медных руд. Как эти сланцы, так и гнейсы, развитые вдоль линии до самой Кандалакши, сильно изогнуты и смяты, что говорит о сложных явле­ ниях, которым подвергалась вся толща этих пород. На наличие вулка­ нических явлений в изучаемом районе в древние временя указывает и внедрение в гнейсы освовных пород типа габбро—диабазов, поль­ зующихся значительным развитием в окрестностях Кандалакши. В тесной связи с вышеуказанным распределением горных пород вдоль линии жел. дор. находятся и те естественные богатства, кото­ рыми изобилует этот район. К сожалению труднодоступность и бездо­ рожье района до самого последнего времени служили гг мехою к де­ тальному изучению этих богатств, скрытых в недрах : емли. Проведе­ ние Мурманской жел. дор. сразу измени но положение, и данные цело­ го ряда экспедиций, работавших последние годы в райове железной дороги, позволяют судить о тех широких возможностях, которые от­ крываются здесь для плановых государственных разработок и для частной предприимчивости. Переходя к обзору разнообразных полезных ископаемых описы­ ваемого района, можно о iметить, чго здесь известны следующие из них: 1 ) золото; 2) золотоносные колчеданы; 3 ) медные рулы; 4 ) свин­ цовые руды; 5) железные руды; 6 ) графит; 7) слюды; 8 ) нолевые шпа­ ты; 9) строительные материалы; 10) глины; 11) торф; 12) белый уюль и наконец 13) жемчуг. Золото Наиболее известным пунктом добычи золота в Архангель­ ской губ. был Воицкий рудник, открытий ещэ в ]732 г. и работанший- сперва на медь, а начиная с 1745 г, и на золото. Разработка велась

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz