Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

Начало руссках поселений па Мурмгне. Статья академика С. Ф. Платонова. Кольский полуостров и его северный б per „Мурмаи* были из* вестпы русским людям уже в XIII столетии. В договорных грамотах этого века, заключенных новгородцами с Ть рзкими князьями, среда новгородских „волостей" упоминается обыкновенно „Тре“, то есть Терский берег, и однажды упомянута Кола, правд», в редакции не­ сколько сомнительной (...„Заволоцье Коло Перемь Тре“ ..). Тверские князья признавали Терский берег за новгородцами; князь же великий Московский в XIV веке считал „Терскую сторону“ своею и требовал, чтобы новгородцы туда не худали. Из этого спора Москвы и Новгоро­ да за Терский берег выясняется любопытное обстоятельство, что рус­ ская колонизация Кольского полуострова в древнейшую пору шла дву­ мя путями. Новгородцы проника и туда с юга, с Карельского берега и из Онежской губы. Москвичи же шли туда с „Печорской стороны4 через горловин} Белою моря. Эго первоначальное колонизационное движение было вообще слабо. Оно переносило на север не народные массы, которые бы оседло освоили край, а только „ватаги" промыш­ ленников для временного промысла. Такие ватаги высылались из Нов­ города боярами для приобретения всякого рода товара на Новгород­ ский рынок. Из Московской же Руси шли ватаги „на море" в Двин­ ские и Печорские места и на Терпкую сторону за „лотками", то есть за ловчими птицами (соколами) д ;я княжеской охоты. В дальнейшем своем развитии, в XIV-XV веках, д вижение русского населения на Кольский полуостров дало преобладание там новгородцам Москва пе могла развить своей колонизации на север, к морю, до тех пор, пока не захватила в свои руки „Двинской Земли", а эго совершилось толь­ ко во второй половине XV столетия. Новгородцы же всегда владели свободными путями на север через принадлежавшее им Обонежье и очень нуждались в освоении северных прилегавших к морю про­ странств. На это у них были весьма побудительные причины, вполне левые для того, кто знаком с историей хозяйственной жизни Велико* го Новгород г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz