Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

i r . то наличие населения, которое прожинает в районе дороги в настоящее время. Увеличенное примерно в указанном числе раз население, несомненно найдет применение своему труду, так как эксплоатация природных богатств края находится, в сущ­ ности. в начальной стадии своего развития. Хотя весь край еще мало изучен, а целый ряд местностей 1 ч глубине Кольского полуострова представляют собою «terra incognita» в полном смысле этого слова, все же возможно на­ метить, хотя бы в общих чертах, те основные отрасли хозяй­ ственной деятельности, на которых будет базироваться хозяй­ ственное использование всего района. Наиболее крупное хозяйственное значение в районе имеют лесные богатства его свыше Л 1,5. десятин леса покрывают его площадь. Но значительны также и его сельско-хозяйственныв возможности— как это ни сомнительным может показаться на первый взгляд. Конечно, здесь идет речь не о сельском хозяй­ стве в узком смысле этого слова, не о земледелии (хотя и оно может существовать успешно до самого Полярного Круга, а в некоторых местностях и севернее его), но о молочном ското­ водстве, для которого условия северных широт оказываются наиболее благоприятными. Недаром главнейшими поставщиками молочных продуктов на мйрэвой рынок являются Канада, Си­ бирь, Дания. Швеция и Финляндия. Молочное скотоводство возможно в районе дороги почти повсюду, не исключая наибо­ лее северных его окраин. Л область северных тундр и болот может быть также использована благодаря оленеводству. Об­ ширные пространства северного района дороги имеют все дан­ ные для того, чтобы стать важнейшим центром оленеводства в Европе, уступающем но своим размерам лишь востоку Архан­ гельской губернии. Большую будущность имеет в районе дороги рыболовство- По самым скромным подсчетам район Мурманской железной до­ роги. вместе с прилегающими к нему морями, может дать не менее 10 миллионов пудов рыбы к год при условии рациональ­ ных методов использования рыбных богатств. При этом следует указать на обилие в районе дороги пенных лососевых пород и сигов: 50 upon, семги, вылавливаемой в русских северных во­ дах, дает район Мурманской железной дороги. Все поименованные основные отрасли хозяйственной дея­ тельности отличаются тем, что в них живой человеческий труд имеет значительно большее значение, чем материальные сред­ ства производства, а, следовательно, они вполне по плечу Рос­ сии, бедной капиталами, но богатой неиспользованной рабочей силой ее населения. Конечно правильное использование лесных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz