Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
i r . то наличие населения, которое прожинает в районе дороги в настоящее время. Увеличенное примерно в указанном числе раз население, несомненно найдет применение своему труду, так как эксплоатация природных богатств края находится, в сущ ности. в начальной стадии своего развития. Хотя весь край еще мало изучен, а целый ряд местностей 1 ч глубине Кольского полуострова представляют собою «terra incognita» в полном смысле этого слова, все же возможно на метить, хотя бы в общих чертах, те основные отрасли хозяй ственной деятельности, на которых будет базироваться хозяй ственное использование всего района. Наиболее крупное хозяйственное значение в районе имеют лесные богатства его свыше Л 1,5. десятин леса покрывают его площадь. Но значительны также и его сельско-хозяйственныв возможности— как это ни сомнительным может показаться на первый взгляд. Конечно, здесь идет речь не о сельском хозяй стве в узком смысле этого слова, не о земледелии (хотя и оно может существовать успешно до самого Полярного Круга, а в некоторых местностях и севернее его), но о молочном ското водстве, для которого условия северных широт оказываются наиболее благоприятными. Недаром главнейшими поставщиками молочных продуктов на мйрэвой рынок являются Канада, Си бирь, Дания. Швеция и Финляндия. Молочное скотоводство возможно в районе дороги почти повсюду, не исключая наибо лее северных его окраин. Л область северных тундр и болот может быть также использована благодаря оленеводству. Об ширные пространства северного района дороги имеют все дан ные для того, чтобы стать важнейшим центром оленеводства в Европе, уступающем но своим размерам лишь востоку Архан гельской губернии. Большую будущность имеет в районе дороги рыболовство- По самым скромным подсчетам район Мурманской железной до роги. вместе с прилегающими к нему морями, может дать не менее 10 миллионов пудов рыбы к год при условии рациональ ных методов использования рыбных богатств. При этом следует указать на обилие в районе дороги пенных лососевых пород и сигов: 50 upon, семги, вылавливаемой в русских северных во дах, дает район Мурманской железной дороги. Все поименованные основные отрасли хозяйственной дея тельности отличаются тем, что в них живой человеческий труд имеет значительно большее значение, чем материальные сред ства производства, а, следовательно, они вполне по плечу Рос сии, бедной капиталами, но богатой неиспользованной рабочей силой ее населения. Конечно правильное использование лесных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz