Отчёт Дорожного Комитета Профессионального Союза Работников Железнодорожного Транспорта СССР Мурманской железной дороги к VI Дорожному съезду. - Петрозаводск : Изд. Дорпроф. Мурм. ж.д., 1926. - 87 с.

42 переходом на штука-рубль—эго одна из понятных для каждого рабо­ чего систем, стимулирующая повышение производительности труда и обезпечивающая увеличение заработка при правильном ее применении. Дорпрофсож стремился провести штука рубль в широких размерах на работах дороги, давая многочисленные указания и раз'яснения о по­ рядке ее применения, но сдельщина применялась слабо, а в некото­ рых случаях принимала уродливые формы, когда ориентировочные рас­ ценки, изданные Правлением дороги, принимались за твердые (напри­ мер смена шпал по службе Пути летом 1925 г.) когда цена объясня­ лась после того когда работа была уже выполнена (на ремонт подвиж­ ного состава в Тяге) и т. д Это об'ясняется тем, что введение про­ стой сдельщины встречает большие препятствия и не является жела­ тельным хозяйственному органу дороги. Причины к тому выдвигаются следующие: 1) отсутствие хороших руководителей на местах (мастеров и бригадиров), которые могли бы справиться с правильной постановкой сдельщины, 2) широкая возмож­ ность приписок по тем-же причинам и 3) как ни странно удорожание себестоимости единицы работ вследствие гарантированного % прира­ ботка при определении цены, при слабом снабжении материалами (не­ достатке материала на местах). По мнению Дорожного Комитета дово­ ды против введения простой сдельщины совершенно неосновательные. Частая смена администрации на участках, конечно, не служит стиму­ лом к подбору хороших мастеров и бригадиров, но надо находить вы­ ход при наличии всех отрицательных моментов. При постоянной смене руководителей нельзя расчитать и на правильное применение какой угодно системы, а тем более когда имеется много разновидностей их. А разве при сдаче работ по соглашению исключена возможность при­ писки, еще более широкий простор к припискам и безхозяйственности. К тому-же и большая путанница. Вместо того, чтобы выявить недостат­ ки снабжения и стремиться к их устранению, они затушевывают их, относя расход по обработке несоответствующих материалов как оплату рабочего на фонд заработной платы. Правда, наблюдались случаи про­ теста со стороны отдельных участков (например Кандалакша) из опа­ сений, что сдельщина при слабом снабжении материалами даст реаль­ ное снижение заработной платы. Несовершенность систем оплаты создавала значительную пестроту приработков, резкие колебания которых наряду с группами, получаю­ щими только одну тарифную ставку, вносили нервозность и путанницу на местах и осложняли учет фонда заработной платы. Возьмем, для примера, средний заработок отдельных работников на разных участках за два месяца: Октябрь 1924 г. Март 1925 г. Званка Кемь Кандалакша Званка Кемь Кандалакша Слесаря тек рем. паровоз.................. Повременщ. . . . кочегар . . . . • дровоклад. . . . 46—17 2 9 - 7 9 4 8 - 5 6 3 7 - 4 6 56 76 44—69 7 9 -1 7 55—41 4 4 - 6 9 88—57 56—27 5 6 - 5 4 32—77 46—50 5 0 - 0 5 77—88 4 9 - 0 6 7 9 - 2 6 4 9 - 0 6 8 8 -8 1 5 7 - 3 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz