Отчёт Дорожного Комитета Союза работников железнодорожного транспорта Мурманской жел. дороги V-му Дорожному съезду : июнь 1923 - август 1924 гг.- Ленинград : [б. и.], 1924. - 257, [1] с., [1] л. табл. : ил.

— 152 — Общее количество педагогического персонала по школам негра­ мотных— 19, по школам малограмотных— 7, по школам повышенного типа —5, всего— 31 чел. Администраторами-руководителями школ для взрослых являлись заведывающпе школ Соцвоса, при которых ликпункты состояли. Исклю­ чение представляли ликвидаторы неграмотности на станциях Олимпий и Полярный Круг, которые к педагогическому персоналу школ Соцвоса не принадлежали. Специального технического персонала в школах для взрослых не было, так как почти все школы, кроме двух на станциях Олимпий и Полярный Круг, пользовались помещением и техническим персоналом школ Соцвоса. Нагрузка педагогического персонала в школах ликбеза— 9 час. в неделю, в школах малограмотных колебалась от 4 до 9 час. в не­ делю и в школах повышенного типа не превышала В час. в неделю. Курс обучения в школах ликбеза был установлен в 3— 4 мес., в школах малограмотных в 6 мес., в школах повышенного типа — в 2— 3 года. Занятия происходили в вечерние часы и, велись в школах ликбеза 3 раза в неделю по 3 часа, в школах малограмот­ ных 3— 4 раза в неделю по 3 часа, в школах повышенного типа— 6 раз в неделю по 3— 4 часа. Более или менее нормальная работа в школах началась к конце января отчетного года. Отдел Просвещения разослал для работников школ ряд основных положений, программ, об'яснительных записок и методических указаний. При практическом проведении в жизнь основных принципов обу­ чения грамоте приходилось считаться с затруднениями. Первое затруд­ нение заключалось в том, что большинство преподавателей пользова­ лось звуковым методом обучения грамоте, методы целых слов почти не применяли. Второе затруднение заключалось в нерегулярном посе­ щении занятий учащимися, отвлекаемыми неотложной работой по основ­ ной службе. Третье затруднение заключалось в том, что комплексным методом преподавания грамоты владели немногие учащие. Четвертое затруднение заключалось в отсутствии живой связи работников ликбеэа с инструктивными школами Ленинграда и между собою, вследствие чего массового творчества в деле обучения взрослых в течение учеб­ ного года установить не удалось. Вследствие происходившей в течение летних месяцев переподго­ товки учительства, являющегося основным кадром ликвидаторов негра­ мотности, с одной стороны, а также ввиду невозможности проведения одновременного отпуска неграмотных транспортников, с другой сто­ роны, занятия в школах для взрослых в летнее время не про­ изводились. В своей организационно-руководящрй работе Отдел Просвещения всецело опирался на профсоюзное железнодорожное об‘единение, которое проявляло через свой Культотдел усиленный интерес и оказывало мо­ ральную поддержку в работе. Вся работа по привлечению неграмотных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz