Оленев, И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги : путевые очерки с многими рис. / И. В. Оленев. - [Гельсингфорс : Фин. лит. о-во, 1917]. -172, [1] с. : ил.

70 лѣсомъ; подпочва ихъ состоитъ изъ песку съ массою гранитныхъ валу- иовъ, а во многихъ мѣстахъ тянутся цѣлые кряжи изъ сплошного гранита. Преобладающая порода лѣса сосна, которая, разросшись гро­ мадными борами, заполонила большую часть поверхности западныхъ уѣздовъ Архангельской и Олонецкой губ. Эти сухіе боры въ нѣкото- рыхъ мѣстахъ очень красивы. Столѣтніе гиганты, прямые, какъ свѣчн, кажется упираются въ самое небо. Кое-гдѣ, между соснами, зеле- нѣетъ кудряв ая березка или стройная осина — іт нп одной ели. Часто ѣдешь десятки верстъ по лѣсу и легко можешь сосчитать всѣ елки, встрѣчающіяся на пути. Внизу разстилается зеленовато-сѣрый коверъ ягодника брусники, черники, вороники или сѣверныхъ породъ вереска. ІІѢшкомъ идти по такимъ мѣстамъ безъ дороги довольно трудно, такъ какъ нога постоянно встрѣчаетъ цѣпкій верескъ. ягоднпкъ, камни, а это сильно утомляетъ пѣшехода. Было 6 час. утра. Погода стояла тихая и ясная. Солнце еще не успѣло высоко подняться надъ горизонтомь. и въ воздухѣ чувство­ валась утренняя прохлада. "Вхать верхомъ въ такое время густымъ боромъ — просто наслажденіе. Острый ароматъ сосны пріятно освѣ- жаетъ легкія. Чувствуется приливъ бодрости, энергіи. на душѣ про­ ясняется . . . Гулко отдается каменистый грунтъ тропинки подъ копы­ тами лошади. Не слышно почти никакихъ звуковъ. только порой шумно взлетитъ изъ-подъ самыхъ ногъ лошади тяжелый глухарь, да на ближайшемъ озерѣ прокричитъ лебедь или гагара. Но эта пустын­ ность дѣйствуетъ на человѣка не угнетающимъ, а напротивъ. успокаи- ваюіцпмъ образомъ. Чувствуется какое-то смиреніе и довольство жизнью при сознаніи, что и среди этой мрачной тайги живутъ люди со своими радостями, печалями, надеждами, разочарованіями и вообще со всѣми перипетіями жизни, полной борьбы за существованіе. Къ сожалѣнію, такіе дѣвственные боры и въ глухой Кареліи стали рѣдки. Хищный топоръ лѣсопромышленника успѣлъ уже про­ никнуть и сюда: каждый годъ сотни тысячъ бревенъ сплавляются по рѣкамъ и озерамъ на лѣсопильные заводы въ г. Кемь, Сороку, Кереть и дрѵгія приморскія мѣстечки. Гдѣ только имѣется небольшая рѣчка или даже ручей, по которымъ въ весеннее половодье можно сплавить бревна къ р. Кеми, уже произведены или въ скоромъ времени предпо­ лагаются произвести лѣсныя заготовки, такъ что въ болынихъ селе- ніяхъ хорошій строевой лѣсъ можно найти не ближе 10—15 вер. отъ жилья. Подробно о лѣсномъ промыслѣ въ Кареліп я буду говорить въ особой главѣ. а теперь возвращусь къ своему пѵтешествію.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz