Оленев, И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги : путевые очерки с многими рис. / И. В. Оленев. - [Гельсингфорс : Фин. лит. о-во, 1917]. -172, [1] с. : ил.
70 лѣсомъ; подпочва ихъ состоитъ изъ песку съ массою гранитныхъ валу- иовъ, а во многихъ мѣстахъ тянутся цѣлые кряжи изъ сплошного гранита. Преобладающая порода лѣса сосна, которая, разросшись гро мадными борами, заполонила большую часть поверхности западныхъ уѣздовъ Архангельской и Олонецкой губ. Эти сухіе боры въ нѣкото- рыхъ мѣстахъ очень красивы. Столѣтніе гиганты, прямые, какъ свѣчн, кажется упираются въ самое небо. Кое-гдѣ, между соснами, зеле- нѣетъ кудряв ая березка или стройная осина — іт нп одной ели. Часто ѣдешь десятки верстъ по лѣсу и легко можешь сосчитать всѣ елки, встрѣчающіяся на пути. Внизу разстилается зеленовато-сѣрый коверъ ягодника брусники, черники, вороники или сѣверныхъ породъ вереска. ІІѢшкомъ идти по такимъ мѣстамъ безъ дороги довольно трудно, такъ какъ нога постоянно встрѣчаетъ цѣпкій верескъ. ягоднпкъ, камни, а это сильно утомляетъ пѣшехода. Было 6 час. утра. Погода стояла тихая и ясная. Солнце еще не успѣло высоко подняться надъ горизонтомь. и въ воздухѣ чувство валась утренняя прохлада. "Вхать верхомъ въ такое время густымъ боромъ — просто наслажденіе. Острый ароматъ сосны пріятно освѣ- жаетъ легкія. Чувствуется приливъ бодрости, энергіи. на душѣ про ясняется . . . Гулко отдается каменистый грунтъ тропинки подъ копы тами лошади. Не слышно почти никакихъ звуковъ. только порой шумно взлетитъ изъ-подъ самыхъ ногъ лошади тяжелый глухарь, да на ближайшемъ озерѣ прокричитъ лебедь или гагара. Но эта пустын ность дѣйствуетъ на человѣка не угнетающимъ, а напротивъ. успокаи- ваюіцпмъ образомъ. Чувствуется какое-то смиреніе и довольство жизнью при сознаніи, что и среди этой мрачной тайги живутъ люди со своими радостями, печалями, надеждами, разочарованіями и вообще со всѣми перипетіями жизни, полной борьбы за существованіе. Къ сожалѣнію, такіе дѣвственные боры и въ глухой Кареліи стали рѣдки. Хищный топоръ лѣсопромышленника успѣлъ уже про никнуть и сюда: каждый годъ сотни тысячъ бревенъ сплавляются по рѣкамъ и озерамъ на лѣсопильные заводы въ г. Кемь, Сороку, Кереть и дрѵгія приморскія мѣстечки. Гдѣ только имѣется небольшая рѣчка или даже ручей, по которымъ въ весеннее половодье можно сплавить бревна къ р. Кеми, уже произведены или въ скоромъ времени предпо лагаются произвести лѣсныя заготовки, такъ что въ болынихъ селе- ніяхъ хорошій строевой лѣсъ можно найти не ближе 10—15 вер. отъ жилья. Подробно о лѣсномъ промыслѣ въ Кареліп я буду говорить въ особой главѣ. а теперь возвращусь къ своему пѵтешествію.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz