Оленев, И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги : путевые очерки с многими рис. / И. В. Оленев. - [Гельсингфорс : Фин. лит. о-во, 1917]. -172, [1] с. : ил.
50 Позавидовала сильно, Постоянно размышляла, Смерть какую приготовить И послать какую гибель Обитателямъ Вяйноле, Тѣмъ героямъ Калевалы. Обратилась съ просьбой къ Укко, Умоляетъ бога грома: »Укко. ты моіі богъ небесный. Погуби народъ Калевы, Погуби желѣзнымъ градомъ, Со етальнымъ концомъ стрѣламп. Иль сгуби ты нхъ болѣзныо, Чтобъ погибъ народъ противный, На дворѣ погибли бъ мужи, Въ хлѣвѣ женщины бъ погибли.“ Ловушка на медвѣдя (Kontion'oukku). Вѣра въ лѣшихъ, водяныхъ, порчу, заговоры — крѣпко дер жится въ народѣ. Если, напримѣръ, въ озерѣ не ловится рыба, то карелъ не скажетъ, что рыба не попадаетъ. а всегда вы услышите одно: „х іянъ ей андау“ (,,онъ“ не даетъ). Это, по ихъ понятіямъ, означаетъ, что не даетъ хозяинъ озера. Чтобы ,,хозяинъ“ смиловался и уступилъ рыбу, иногда бросаютъ въ воду табакъ і і л и же ругаются непечатными словами. Предполагается, что рыбы не даетъ ,,нечистый‘‘, а такъ какъ табакъ, по понятіямъ народа, ,.его“ произведете , то это „проклятое зелье“ , также и ругательныя слова, слѵжатъ какъ бы умилостивительною жертвою нечистому. Въ Калевалѣ (руна 14, пер. JI. П. Бѣльскаго) приведенъ слѣду- ющій заговоръ на охоту, который, вѣроятно, и до сего времени суще- ствуетъ въ нѣкоторыхъ глухихъ деревняхъ Кареліи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz