Оленев, И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги : путевые очерки с многими рис. / И. В. Оленев. - [Гельсингфорс : Фин. лит. о-во, 1917]. -172, [1] с. : ил.

49 40—50 верстъ отъ погоста дѣтина лѣтъ 12— 15 и обращается съ прось­ бою: »паппи, ристи милма» (батюшка, крести меня). Въ глухихъ карельекихъ лѣсахъ раньше много было расколь- ничьихъ скптовъ, но всѣ они нынѣ упразднены. Развалины ихъ еще и теперь можно встрѣтить во многихъ мѣстахъ, проѣзжая по Кареліи. Карелы вообще очень суевѣрны, и въ религіозныхъ воззрѣніяхъ у нихъ еще и до сихъ поръ существуешь много языческихъ понятій. Древніе финскіе языческіе боги Юмало и Укко сохранились въ карель- Смѣющійся Карелъ. скихъ назван іяхъ божества и явленій природы: Богъ по-карельски Юмала, громъ — »Укко дюряу» (ьъ буквальпомъ иереводѣ: дѣдъ, гтарикъ, мелетъ). Калевала повѣствуетъ, что всѣ несчастья и болѣзни посылаются злою чародѣйкою, владѣтельницею Сѣвера старухою Лоухи (руна 45): Лоухи, Похьолы хозяйка, Преуспѣла Калевала Услыхала разъ извѣстье, Черезъ тѣ обломки Сампо, Что Вяйноле Ч процвѣтаетъ, Чрезъ кусочки пестрой крышки. *) Вяйноле (Wainola) — страна Вяйнемейнена, т., е. Финляндія и Карелія.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz