Оленев, И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги : путевые очерки с многими рис. / И. В. Оленев. - [Гельсингфорс : Фин. лит. о-во, 1917]. -172, [1] с. : ил.

19 меня въ школу. Тотъ охотно согласился. Помѣщеніемъ воскресной школы оказалась свѣтлая, просторная изба мѣстнаго зажиточнаго крестьянина. На лавкахъ и скамьяхъ сидѣло десятка полтора ребятъ, большинство которыхъ, судя по возрасту, уже прошло народную школу, и человѣкъ шесть взрослыхъ мужчинъ. На обыкновенномъ крестьянс-комъ столѣ лежало нѣсколько книгъ, на стѣнѣ висѣла д о ­ вольно подержанная географическая карта; кннги были и въ рукахъ нѣкоторыхъ мальчиковъ. При нашемъ входѣ всѣ встали; ребята сби­ л и с ь кучками и, прячась другъ другу за спину, перешептывались п показывали глазами въ мою сторону. Учитель-работникъ, ѵзнавъ во мнѣ проѣзжающаго, подошелъ къ своему хозяину и тихо спросилъ. нужно ли ему ѣхать. Хозяинъ поредалъ ему о моемъ желаніи послу­ шать занятія. Учитель подалъ знакъ, и всѣ чинно усѣлись на свои мѣста. Занят ія возобновились. Одинъ изъ мальчиковъ медленно, но голково разсказалъ нѣкоторыя свѣдѣнія по географіи Финляндіи, по­ казывая на картѣ соотвѣтствующія названія; другой прочиталъ отры- вокъ изъ Калевалы; третій довольно хорошо продекламировалъ сти- хсгвореніе Рунеберга. Я былъ пораженъ этой картиной и забылъ, что мнѣ необходимо скорѣе ѣхать впередъ. Для меня, русскаго, ро- дившагося и много лѣтъ прожившаго въ деревнѣ, все тѵтъ было необыкновенно: и воскресная школа въ деревенской глуши, и крестьян- скій батракъ-учитель, и праздничное времяпровожденіе финскихъ лѣтей. Всѣ здѣсь грамотны, и по выходѣ изъ школы крестьянскія дѣти продолжаютъ учиться и не превращаются въ рецидивистовъ безграмотности. Въ народную школу дѣти поступаютъ уже грамот­ ными: читать и писать они учатся у матери. Финская поговорка гла­ сить, что когда работаетъ финская женщина, у нея заняты голова, руки и ноги: одной ногой она качаетъ колыбель, другой — самопрялку, іѣвая рука управляетъ пряжей, а правою •— трудолюбивая мать по- казываетъ буквы и картинки своему учащемуся сыну. Трудолюбіе населенія, стремленіе къ просвѣщенію, трезвость, честность, крайняя ѵмѣренность въ удовлетворены! жизненныхъ потребностей — вотъ главный причины быстраго культурнаго роста Финляндіи. Вглядываясь въ обстановку^, окружающутю суровую жизнь финна, часто поражаешься, съ какимъ желѣзнымъ упорствомъ онъ борется съ мачехою-природою. Вотъ, напримѣръ, предъ вами только что раз­ работанная и засѣянная подсѣка: на склонѣ горы, усѣянной камнями и обгорѣлыми пнями, небольшое пространство, около десятины, окру­ жено новою изгородью, которая довольно нарядно выглядитъ на чер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz