Оленев, И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги : путевые очерки с многими рис. / И. В. Оленев. - [Гельсингфорс : Фин. лит. о-во, 1917]. -172, [1] с. : ил.

16 два раза бываетъ ярмарка, на которую съѣзжаются карелы кемскаго и новѣнецкаго уѣздовъ, привозя сюда сушеную, соленую и свѣжую (мороженую) рыбут, шкуры звѣрей, дичь и покупая здѣсь муку, соль II предметы фабричнозаводскаго производства. Широкія и чистыя улицы, ночью освѣщаемыя фонарями, поря­ дочные' )туj y j t J е:іеграфъ, аптека, большая красивая кирка, много- чпслейньія яябіш и магазины со всевозможными товарами — придаютъ Нурмису физіонрмію настоящего города. На площади я насчиталъ у.Ьлѣе десятка ййтосипедистовъ, изъ которыхъ добрая половина — представители <-іГ}3£краснаго пола. Совсѣмь культурный уголокъ, обѣ- щающііі еіце/болѣе развиться, когда будетъ сюда проведена предпо­ лагающаяся’, желѣзная дорога изъ Іоенсу .‘) Переночевавъ въ Нурмисѣ на kestikievari (на почтовой станціи), на ^ у г о й день я отправился далѣе на сѣверъ. Отъ Нурмиса до ^грайицы Архангельской губерніи съ Олонецкою, черезъ которую лежалъ мой путь, 110 километровъ нужно было проѣхать по проселочнымъ дорогамъ на финской каріолѣ, а остальные 30 километровъ на лодкѣ. Каріола — одноконная телѣжка, на рсссорахъ, съ одною парою ко- лесъ, въ родѣ кабріолета, какъ нельзя лучше приспособлена къ мѣст- нымъ дорогамъ, идѵщимъ большею частью по каменистому грунту: ничего въ ней нѣтъ лишняго, тяжелаго, все устроено прочно, легко и удобно. Въ нашемъ русскомъ тарантасѣ по фпнляндскимъ дорогамъ всю душу вытрясло бы, да и вообше четырехколесный экипажъ о к а ­ зался бы недолговѣчнымъ, но каріола при налетѣ на камни отскаки- ваетъ отъ нихъ, какъ мячикъ. Ѣхать въ ней — просто наслажденіе, въ особенности въ хорошую погоду: сидѣть довольно удобно, тряски не ощущается, а только пріятно покачиваетъ, и на одной лошади можно гіроѣхать 10—15 километровъ въ часъ. Кузова для защиты отъ дождя на ней не полагается, такъ какъ это значительно приба­ вило бы тяжести, при иротивномъ вѣтрѣ замедлило бы ходъ, а такъ какъ, разстоянія между станціями неболынія, 10—20 километровъ, и везутъ скоро, то въ этомъ особенной надобности и не представляется. Ямщикъ обыкновенно садится подлѣ сѣдока, а багажъ, коюрый дол- женъ быть не громоздкій и не тяжелѣе 2-хъ пудовъ на сѣдока, скла­ дывается въ коробъ каріолы, помѣщающійся подъ сидѣньемъ. Дорога, несмотря на осень, вездѣ въ отличномъ состояніи. Че ­ резъ каждый километръ поставлены столбы съ обозначеніемъ разстоя- Въ настоящее время (1917 г.) ужѳ имѣется желѣзная дорога до Нурмиса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz