Оленев, И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги : путевые очерки с многими рис. / И. В. Оленев. - [Гельсингфорс : Фин. лит. о-во, 1917]. -172, [1] с. : ил.
16 два раза бываетъ ярмарка, на которую съѣзжаются карелы кемскаго и новѣнецкаго уѣздовъ, привозя сюда сушеную, соленую и свѣжую (мороженую) рыбут, шкуры звѣрей, дичь и покупая здѣсь муку, соль II предметы фабричнозаводскаго производства. Широкія и чистыя улицы, ночью освѣщаемыя фонарями, поря дочные' )туj y j t J е:іеграфъ, аптека, большая красивая кирка, много- чпслейньія яябіш и магазины со всевозможными товарами — придаютъ Нурмису физіонрмію настоящего города. На площади я насчиталъ у.Ьлѣе десятка ййтосипедистовъ, изъ которыхъ добрая половина — представители <-іГ}3£краснаго пола. Совсѣмь культурный уголокъ, обѣ- щающііі еіце/болѣе развиться, когда будетъ сюда проведена предпо лагающаяся’, желѣзная дорога изъ Іоенсу .‘) Переночевавъ въ Нурмисѣ на kestikievari (на почтовой станціи), на ^ у г о й день я отправился далѣе на сѣверъ. Отъ Нурмиса до ^грайицы Архангельской губерніи съ Олонецкою, черезъ которую лежалъ мой путь, 110 километровъ нужно было проѣхать по проселочнымъ дорогамъ на финской каріолѣ, а остальные 30 километровъ на лодкѣ. Каріола — одноконная телѣжка, на рсссорахъ, съ одною парою ко- лесъ, въ родѣ кабріолета, какъ нельзя лучше приспособлена къ мѣст- нымъ дорогамъ, идѵщимъ большею частью по каменистому грунту: ничего въ ней нѣтъ лишняго, тяжелаго, все устроено прочно, легко и удобно. Въ нашемъ русскомъ тарантасѣ по фпнляндскимъ дорогамъ всю душу вытрясло бы, да и вообше четырехколесный экипажъ о к а зался бы недолговѣчнымъ, но каріола при налетѣ на камни отскаки- ваетъ отъ нихъ, какъ мячикъ. Ѣхать въ ней — просто наслажденіе, въ особенности въ хорошую погоду: сидѣть довольно удобно, тряски не ощущается, а только пріятно покачиваетъ, и на одной лошади можно гіроѣхать 10—15 километровъ въ часъ. Кузова для защиты отъ дождя на ней не полагается, такъ какъ это значительно приба вило бы тяжести, при иротивномъ вѣтрѣ замедлило бы ходъ, а такъ какъ, разстоянія между станціями неболынія, 10—20 километровъ, и везутъ скоро, то въ этомъ особенной надобности и не представляется. Ямщикъ обыкновенно садится подлѣ сѣдока, а багажъ, коюрый дол- женъ быть не громоздкій и не тяжелѣе 2-хъ пудовъ на сѣдока, скла дывается въ коробъ каріолы, помѣщающійся подъ сидѣньемъ. Дорога, несмотря на осень, вездѣ въ отличномъ состояніи. Че резъ каждый километръ поставлены столбы съ обозначеніемъ разстоя- Въ настоящее время (1917 г.) ужѳ имѣется желѣзная дорога до Нурмиса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz