Оленев, И. В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги : путевые очерки с многими рис. / И. В. Оленев. - [Гельсингфорс : Фин. лит. о-во, 1917]. -172, [1] с. : ил.

159 До войны въ нейтральный страны вывозилось лѣса 1,934,000 куби- ческихъ саженей въ годъ на сумму до 164.9 милліоновъ рублей, при чемъ Англія получала до 1,131,000 куб. саж., Франція — 283,000, Вельгія — 191,000, Италія — 8,000, Голландія — 272,000, ІИвеція, Норвегія и Дан ія — 44,000 куб. саж., и большая часть этого лѣса вывозилась съ сѣвера Россіи. Для возстановленія разрушеній, гіричиненныхъ войною, послѣ ея окончанія потребность въ лѣсѣ за границей несомнѣино возрастет!, п вывозъ его можетъ достигнуть двухъ съ половиной милліоновъ куби ­ ческих!. саженей въ годъ, при чемъ въ ближайшее послѣ войны время однихъ бревенъ придется ежегодно заготовлять до 20,000,000 штукъ. Въ Архангельской, Вологодской и Олонецкой губ. въ настоящее время имѣется до 70 лѣсопнльныхъ заводовъ на 300 рамъ, производи­ тельность коихъ можетъ быть достигнута до 15 мплліоновъ бревенъ въ годъ. Въ лѣсахъ, прилегающих'!, къ Мурманской жел. дор. иреобла- даютъ оосновыя насажденія, занимающія свыше 80 °/0 всей лѣсноіі площади, еловыхъ лѣсовъ около 14 °/0. Средній возрастъ лѣсовъ 180—200 лѣтъ. Высота деревьевъ отъ 16 до 30 арш., а средній запасъ древесины около 20 куб. саж. на десятину. Древесина лѣса Сѣвера, благодаря мелкослойности, обладаетъ очень высокими техническими качествами, и поэтому нашъ лѣсъ загра­ ницей цѣнится очень дорого. Въ послѣдніе передъ войной годы лучшіе сорта лѣса въ Архан- гельскомъ порту рас-цѣийвались въ 180—200 рублей за стандарта (165 куб. футовъ), который вѣситъ 160—165 пудовъ. Такимъ образомъ, пудъ обработаннаго дерева до войны стоилъ столько же, сколько въ среднемъ стоилъ тогда пудъ хлѣба, а послѣ войны цѣна на лѣсные матеріалы непремѣнно поднимется, и возможно, что лѣсъ въ будущемъ стапетъ дороже хлѣба. А сколько-же пудовъ лѣса можно достать только въ одной Кареліи? Въ виду высокой цѣны на лѣсъ, оиъ можетъ выдержать пере­ возку на очень большія разстоянія, т. к. стоимость фрахта на лѣсные матеріалы вполнЬ окупается. До проведенія желѣзной дороги химическая переработка и сухая перегонка дерева па Сѣверѣ была въ зачаточномъ состояніи: уголь, деготь, смола, канифоль, скипидаръ, такъ называемая «голландская сажа», древесный спиртъ, ацетилонъ мы главнымъ образомъ получали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz